О газете | Реклама | Подписка
    

Музыка

«В любой локации, где есть инструмент, могу сочинять»

Астемир Маршенкулов («Газета Юга» №31, 2019) пишет музыку к театральным постановкам и документальным фильмам, играет сразу в нескольких коллективах, записывает сольные альбомы...

– Вы работали с Баширом Хацуком под лейблом BZU. Дуэт распался?

– Приостановился на неопределенный срок. У Башира много идей, которые он самостоятельно хотел реализовать. Сейчас работает над альбомом, посвященным песням Бекмурзы Пачева, сосредоточен преимущественно на фольклорных записях.

– Вы играли и в фолк-группе Yewari...

– Кроме Башира в ней были Тамерлан Васильев («Газета Юга» №39, 2020) – я писал музыку к его документальным фильмам – и Бибарс Аппеш. Сперва Башир и Тамерлан играли вместе. К ним присоединился Бибарс. А я добавился последним. Приходил на репетиции просто послушать, потом предложил помочь записать музыку... Иногда брал виолончель Башира, подыгрывал – и стал участником. Уже вчетвером мы записали альбом. Название Yewari придумал Бибарс. С этого слова обычно начинаются рассказы на кабардинском. Можно перевести как «Однажды...»

   В альбоме нет песен на определенную тематику. Туда включены песни, которые участники сами предлагали, исходя из того, что им нравится. Хъырцыжъ Алэ и Лэшын – это просто мелодии без слов. Башир исполняет песню Къущхьэ Жамбот. Две другие поет Бибарс – Мысырокъуэ, в которой рассказывается о судьбе молочных братьев, и Си Пакъ. Люди, которые раньше пели эти песни, использовали существовавшие в то время инструменты. Мы используем как традиционные шыкlэпшынэ и къамыл, так и современную ударную установку и виолончели. Пытаюсь освоить къамыл (адыгскую флейту), но мне пока с трудом это дается.

– Как-то вы упоминали, что стараетесь находить параллели в музыке разных народов...

– Это было сказано в контексте нашего выступления с ансамблем Gollu из Карачаево-Черкесии, который исполняет традиционную карачаево-балкарскую музыку. Мы два раза вместе организовывали концерт – в Черкесске и Нальчике. Брали композиции, где много сюжетных пересечений или схожестей по атмосфере. Например, каждый из нас исполнял свои ритуальные песни. В разговорах с участниками группы пришли к выводу, что наши культуры не сильно отличаются из-за множества взаимовлияний. В принципе, это касается всех кавказских народов. Была озвучена мысль, что это все одна большая культура.

– Вы писали музыку для кабардинского драмтеатра, а сейчас работаете со сценическими постановками театра кукол...

– Мне интересно работать с разным материалом. Сейчас взаимодействую с творческой театральной лабораторией Феридэ Енамуковой («Газета Юга» №21, 2022). Также сотрудничаю с Мадиной Докшукиной («Газета Юга» №44, 2018) – она организует постановки для студенческого театра «Занавес» и детского театра «Пересмешник».

– У вас также вышел альбом с музыкой, написанной для нескольких музейных выставок...

– Там четыре произведения, созданных специально для музейных выставок во Владикавказе и в Москве, и три произвольных, но подходящих по содержанию к теме альбома.

– Вы еще и звукооператор на радио. Отсутствие профессионального образования не мешает?

– Нет. Я годами самостоятельно обучался звукозаписи. Большинство из того, что мы умеем с друзьями, – это результат наших самостоятельных усилий. Я окончил музыкальную школу только по классу гитары. Все остальное в плане музыки осваивал сам. Очень благодарен своему преподавателю по гитаре Владимиру Тимофеевичу Аринину не только за обучение игре на музыкальном инструменте, но и за то, что он помог мне почувствовать себя комфортно в музыке. Я осознал, что могу не бояться пробовать, практиковаться.

– Расскажите об альбоме, который только готовится.

– Там есть замысел, который пересказывать текстом не стоит. Также скоро у меня выйдет совместный альбом с Антоном Рипатти, музыкантом из Перми. Он несколько раз приезжал в Нальчик. Во второй свой приезд он остановился у меня, и мы стали импровизировать до глубокой ночи. И тогда решили сделать что-то вместе. Скоро будет релиз на цифровых платформах. Этот проект не похож на другие мои альбомы: там есть пост-панк, отсылки к музыке 80-х, к немецкому краут-року 70-х, психоделическая музыка.

– В какой обстановке сочиняете музыку?

– В любой локации, где есть инструмент, могу сочинять.

– А где вы записываетесь?

– Когда появляется идея что-то записать, я зову к себе. Домашняя студия позволяет оставаться независимыми. К тому же есть возможность сразу реализовывать задуманное. Студия устроена так, как мне удобно, без оглядки на общепринятые стандарты.

– Можно ли назвать вас музыкантом нальчикского андеграунда?

– В таком ключе не размышлял. Сложно сказать, что сейчас происходит в нальчикском андеграунде, если его так можно назвать. Каждый сам по себе что-то делает, но чего-то общего не вижу.

– Что вы можете сказать о музыкальной индустрии в республике?

– С одной стороны, есть эстрадные исполнители. С другой – андеграунд, чаще представленный в виде фолк-групп. Сейчас, похоже, происходит расцвет народной музыки, всплывают разные песни из архивов. Будет хорошо, если эта музыка найдет поддержку у широкого круга людей, чтобы она могла существовать наравне с эстрадной. Эстрадные исполнители ищут популярности и исходят из этого, когда записывают свои песни. Они создают аранжировки, которые нравятся слушателям. Музыканты, занимающиеся фольклором, просто хотят возродить ушедшую музыку. На примере друзей могу сказать, что они не сильно заботятся о том, чтобы быть услышанными. Им достаточно записать музыку, опубликовать ее, возможно, дать небольшой концерт. Главное, чтобы это было зафиксировано.

   В декабре мы ездили в гости в Адыгею к Замудину Гучеву. Он занимается восстановлением старых архивных записей, популяризует народные музыкальные инструменты, обучает детей игре на них, устраивает концерты-хьэщlэщ в традиционном формате. У него была конференция на тему фольклора народов России, нас попросили выступить там. Он как будто знал про наши недостатки. Говорил, что не надо бояться показывать себя под предлогом того, что это будет выглядеть нескромно...

Дана Хажкасимова

Фото: Георгий Хосонов

Перепечатка материалов допускается исключительно с разрешения учредителей и издателя "Газеты Юга"
Copyright 2001-2023 © "Газета Юга"
E-mail:
red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru