Время Z
Решением местной администрации городского округа Баксан улица Н.А. Катханова переименована в улицу Донбасскую, что вызвало неоднозначную реакцию.
Назир Адильгериевич Катханов (1891–1928), сторонник исламского социализма, был одним из руководителей борьбы за советскую власть на Северном Кавказе. Это он освобождал Нальчик от белогвардейцев в 1918 и 1920; входил в состав почетного караула на похоронах В.И. Ленина; представлял Кабардино-Балкарскую область при Президиуме ВЦИК в Москве. Обвиненный в создании контрреволюционной националистической группы, 3 августа 1928 он был приговорен к расстрелу, 9 января 1960 реабилитирован, а 27 декабря 1990 награжден орденом Боевого Красного Знамени посмертно за «большой вклад в установление советской власти на Северном Кавказе, умелое руководство боевыми операциями и проявленные при этом храбрость и мужество».
Но мало кто знает, что в послужном списке «красного шариатиста» есть и не столь позитивные моменты. Именно он, на тот момент начальник окружной милиции по Нальчикскому округу, в 1920 подписал постановление об аресте по подозрению в антисоветской агитации десяти жителей селения Аргудан, что означало в те времена только одно – смертный приговор. Аргуданцы были отправлены во Владикавказ, где произошло невероятное: постановлением Терской ЧК от 8 сентября 1920 дело в отношении них было прекращено за недоказанностью вины, всех десятерых из-под стражи освободили.
Кем были эти люди? Все до одного крестьяне, землепашцы, неграмотные. И об этом прекрасно знал «образованный, обладавший высокими личными качествами, гуманный человек Назир Катханов, которого называли «посланником небес». Эта характеристика принадлежит Константину Чхеидзе, автору знаменитой «Страны Прометея», противопоставлявшему Назира Катханова Беталу Калмыкову – «способному, решительному вожаку с узким кругозором, сильной волей и острым языком».
В контексте разговора о личности Назира Катханова стоило бы вспомнить еще один документ, свидетельствующий о том, что «красный шариатист» видел будущее Кабардино-Балкарии в составе Турции. Это письмо (впервые было обнародовано нами в книге «Неизвестная Кабардино-Балкария») адресовано полномочному представителю Великого национального собрания Турции господину Небиль-бею. Написано оно 29 июля 1923 в Батуми, направлено в Тифлис, где и располагалось представительство:
Милостивый Государь. Я от имени своих искренних мусульман поздравляю в Вашем лице ВНСТ с достигнутым мирным договором в Лозанне, который нам, истинным мусульманам, принес особенную и небывалую радость и явную победу, которой торжественно может гордиться весь мусульманский мир. Следовательно, на основании авторитетного Вашего обещания все же жду в Батуме, и буду ожидать до тех пор, пока не будет мне основания не верить честному данному мне слову полпредом ВНСТ. Если Вы считаете долгом любезности, вернее говоря, справедливости и делом государственного значения того дела, о котором я вкратце Вам говорил, смею вас просить ускорить предоставление визы, а в крайнем случае сообщить мне о надежде и основании ждать визу или верный отказ.
С точки зрения кабардинца-горца нужно иметь выдержанность и терпение честному обещанию.
Преданный мусульманскому делу и глубокоуважающий Вас Н. Катханов.
Напомню, Лозаннский мирный договор был заключен между Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией и другими странами и Турцией 24 июля 1923. Он прекращал состояние войны между державами Антанты и Турцией, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в ее современных границах.
Катханов связывал с международным признанием турецкого государства определенные надежды в отношении руководимого им шариатского движения: он надеялся встретиться с кем-то из лидеров независимой Турции, вероятнее всего, Кемалем Ататюрком, который в октябре того же года стал президентом республики. Нетрудно предположить, коль дело имело «государственное значение», что речь должна была вестись не о самом авторе письма, а о Кабардино-Балкарии, о народах Терека, а то и всего Северного Кавказа.
Но разговор о судьбах шариатского движения не состоялся. Да и не мог состояться, потому что Назир Катханов к тому моменту находился под пристальным вниманием чекистов, которым удалось перехватить письмо, адресованное Небиль-бею, и подшить его в заведенное к тому моменту дело. Вероятнее всего, оно было одним из первых документов в этой папке и терпеливо ждало своего часа, чтобы появиться 23 апреля 1928, когда Назир – «крупнейший идеолог, лидер шариатистов Кабарды, возглавивший шариатское движение КБАО» – был арестован ростовским ОГПУ.
Обвинение ему было предъявлено сразу по двум подпунктам 58 статьи: «Оказание помощи международной буржуазии» и «Участие в контрреволюционной организации». Высшая мера социальной защиты была утверждена 3 августа 1928, а еще через 9 дней Назир Катханов был расстрелян.
Прочитав эту публикацию, кто-то скажет: нельзя судить прошлое с позиций настоящего. Это верно. Но в контексте переименования улицы Н.А. Катханова в улицу Донбасскую местная администрация городского округа Баксан (кстати говоря, незнакомая с вышеприведенными документами) не пошла против исторической правды.
Виктор Котляров,
краевед-исследователь
|