Газета Юга
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Культура
В ледериновом переплете

     Московский аукцион редких книг и автографов «Литфонд» представил на торги первый сборник стихов Инны Кашежевой с автографом поэтессы.
     Книга в ледериновом переплете была подарена зимой 1963 журналисту Феликсу Медведеву. На авантитуле надпись: «Феликсу Медведеву с традиционным пожеланием жизни в поэзии и поэзии в жизни, с дружбой».
     Сборник под названием «Вольный аул» вышел в 1962 в Кабардино-Балкарском книжном издательстве. Вступительная статья была написана Кайсыном Кулиевым. Графическим оформлением занимался художник Владимир Овчинников. На аукционе книга оказалась в рамках торгов «К Международному женскому дню. Жены, музы, любовницы. Редкие книги и автографы из собрания Феликса Медведева». Известный библиофил, автор «Моих великих старух», выставил 36 книг из своего собрания, среди которых издания с автографами Галины Вишневской, Аллы Баяновой, Беллы Ахмадулиной.
     Кашежевский презент Медведеву ушел с молотка 2 марта за 4000 рублей.
Ольга Орлова


«Выполняют функцию двух министерств»

     Свое творчество нальчикские литераторы и издатели Мария и Виктор Котляровы посвятили Кабардино-Балкарии. О ней все их книги – а только с 2004 года увидели свет более шестидесяти наименований альбомов, книг, буклетов, путеводителей, наборов открыток.
     Наиболее известными из работ супругов стали тома из авторской серии «Родной ландшафт»: «Живописная Кабардино-Балкария» (2011), «Таинственная Кабардино-Балкария» (2011), «Неизвестная Кабардино-Балкария» (2013), «Загадочная Кабардино-Балкария» (2014), «Увлекательная Кабардино-Балкария» (2014).
     Только что к ним прибавилась еще одна книга: «Удивительная Кабардино-Балкария». Ее содержание раскрывает подзаголовок: «Занимательные, интригующие, увлекательные истории о необычных событиях, фактах, явлениях». Читатель узнает судьбу артефактов, оставленных на Северном Кавказе фашистской мистической организацией «Аненербе», и как было уничтожено одно из подразделений карательного батальона «Бергман», расквартированное в селении Вагацуко. Как гитлеровцы овладели «Приютом одиннадцати» и были эвакуированы через перевал Бечо работники Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Как велись на территории Кабардино-Балкарии поиски «величайшего из аэролитов» и когда проснется Эльбрус. Какой след оставил на территории Кабардино-Балкарии великий завоеватель Тимур, как с его именем связано озеро Тамбукан. Как выбраться из Худесского лабиринта. От каких недугов можно избавиться при помощи белемнитов… Эти и многие другие материалы составили разделы «На перекрестках времени», «Терра инкогнита», которые и вошли в книгу «Удивительная Кабардино-Балкария».
     Перед нами не просто подарочное издание, а, как отзывался о работе Котляровых большой русский писатель Валентин Кузьмин, «увлекательное чтение; язык живой, образный, эмоциональный; манера свободная». Это книга, «от начала до конца пронизанная поэтическим чувством восхищения перед самим явлением, которое складывается как чудесный, неизъяснимо прекрасный конгломерат природы, одухотворенной присутствием человека, умеющего ее понять и принять как дар свыше; всего лучшего, что человек сумел на века привнести в этот мир – неповторимого, не забытого, будь то древние легенды, выдающиеся личности, незабываемые строки, уцелевшие строения или полуразрушенные могильники и сторожевые башни. Притом – наивозможнейшая точность, основанная на собственном опыте и сочинениях многих известных и малоизвестных краеведов и путешественников, посещавших Кавказ в прошлом и настоящем». Газета «Совершенно секретно» пишет: «Котляровы никогда не выдают свои предположения за истину в последней инстанции. Они говорят: а может быть? А вдруг? И это «а вдруг» действует магическим образом. Люди, для которых Кабардино-Балкария была лишь регионом, о котором изредка говорят в федеральных новостях, да и то чаще по плохим поводам, начинают воспринимать ее совершенно иначе. Как жемчужину Кавказа, как страну чудес и тайн, как древний край с богатой историей. И многие резко меняют свои отпускные планы, пакуют чемоданы заново и вместо турецких пляжей устремляются к чистым горным озерам, грандиозным водопадам, загадочным ущельям. По сути, Котляровы своей работой выполняют функцию сразу двух министерств: туризма и пропаганды...»


Комедия не окончена

     В музыкальном театре прошла премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы».
     Историю об убийстве из ревности, совершенном в итальянской деревне прямо на сцене во время спектакля, ставили здесь 10 лет назад.
     Тамара Сафарова рассказала, что она по-новому подошла к этой истории, постаравшись «приблизить спектакль к итальянцам»: «Владимир Шхацев предложил иную сценографию. Мы хотели взять за основу оформления театральный фургон, трансформирующийся в сцену, но это не совсем получилось.
     Алий Ташло (Канио) и Мадина Мамбетова (Недда) исполняли главные партии и в первом спектакле. Эту оперу не так часто ставят из-за отсутствия драматических теноров. Нам повезло, у нас есть Алий Ташло, прошедший стажировку в Италии и владеющий техникой бельканто.
     Мадина Мамбетова пела в первой редакции еще студенткой. Сегодня это более совершенный и глубокий образ – и вокально, и актерски.
     Замечательно справились со своими партиями Рустам Абаноков (Тонио), Тимур Гуазов (Беппо) и Азамат Евазов (Сильвио).
     Абаноков пел пролог, а там ля бемоль. Он его вытянул, что удается не каждому баритону».
     Режиссер ввела в спектакль маски и балетную пару, которых нет в либретто, написанном самим композитором по реальной истории, которую разрешал его отец, работавший судьей: «Маски были и в первом варианте, но тогда их играли актеры, сегодня – артисты балета. Они появляются во время сольных партий, отражая внутреннее состояние героя.
     Балетная пара в образе птиц – это стремление Недды к свободе.
     Я люблю массовые сцены, поэтому мне было интересно работать с хором, который представлял жителей деревни Монтальто, где и произошла трагедия».
Артур Мусов


«Инвалиды тоже умеют делать красивые вещи»

     В Национальном музее открылась выставка декоративно-прикладного искусства, посвященная 8 марта.
     «Представлены творения членов республиканского общества инвалидов и группы женщин, которые занимаются рукоделием в республиканском центре развития народных промыслов: вышивка шелковыми и атласными нитями, живопись шерстью и работы из природных материалов», – рассказала заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Лариса Кантемирова.
     «У нас и инвалиды есть, и репрессированные, и мамы с детками ходят заниматься, а также женщины, которые вышли на пенсию и потеряли себя. Обучаем объемной вышивке лентами, делаем акварель шерстью. Никто нас не финансирует. Все это добровольно, благотворительно, от себя», – говорит мастер творческой группы Антонида Подскребаева («Газета Юга» №12, 2016).
     Председатель республиканского общества инвалидов Владимир Варитлов сообщил, что это первая творческая выставка, где представлены районы республики: «Конечно, каждый работает на дому. Хотели показать, что инвалиды тоже умеют делать красивые вещи. У нас очень много талантливых людей».
Юлия Кармокова




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2017 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru