Газета Юга
Газета Юга №27(1268)
12 июля 2018 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Политика
Парламент КБР одобрил пенсионную реформу

     Президиум парламента КБР дал положительный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающий повышение пенсионного возраста в РФ с 2019.
     В состав президиума входят спикер, два его зама (все представляют «Единую Россию»), а также 18 председателей и зампредов парламентских комитетов, 13 из которых – также представители «Единой России». По словам осведомленного источника, два депутата не одобрили законопроект, еще двое воздержались…


Общество
Онкобольные потеснили рожениц

     Министр здравоохранения КБР Марат Хубиев встретился с коллективом перинатального центра №2, именуемого в народе городским роддомом, который собираются ликвидировать.
     Собравшиеся в полуподвальном помещении, где проводятся занятия со студентами, ждали начальство полчаса. По рукам ходили экземпляры обращения врачей, медсестер и других сотрудников лечебного учреждения к официальным лицам, в том числе президенту страны, с просьбой не допустить ликвидации. «А ты подписала? Давай быстрее! Да, все шесть нужно подписать: фамилия и роспись» – слышалось из разных концов…
     Подробности в «Газете Юга» №27-2018. Номер доступен для покупки в приложении VipishiSmart для IOS и Android.


«Парламент поддержал законопроект этноцида коренных нерусских народов России»

     В парламенте Кабардино- Балкарии состоялась встреча членов инициативной группы, созданной в связи с изменениями в федеральный закон «Об образовании в РФ», с руководством законодательного органа республики.
     В отзыве законодательного органа не говорилось о поддержке или неподдержке перемен, связанных с изучением родных языков. Парламентарии отмечали: при принятии законопроекта надо исходить «из возможности введения преподавания и изучения государственных языков республик РФ, а также права на изучение родного языка из числа языков народов РФ» и предусмотреть «наряду с русским языком обязательное изучение государственных языков республик РФ лицами, для которых соответствующие государственные языки являются родными, установив при этом право выбора обучающимися и их родителями изучаемого языка».
     Заместитель председателя Координационного совета адыгских общественных объединений Муаед Чеченов заявил, что слова «для которых кабардинский и балкарский являются родными» необходимо убрать из отзыва парламента, так как федеральный законопроект в случае его принятия в нынешнем виде позволит родителям и учащимся выбирать русский язык как родной:
     – Вот поэтому собрание общественности ставит вопрос, чтобы наш уважаемый парламент публично высказался против этого законопроекта. Он противоречит Конституции РФ и КБР и позициям Конституционного и Верховного судов России… Единственное, на что ссылаются сторонники документа, – якобы массово поступают жалобы от тех, кого заставляют изучать неродной язык.
     – А это разве не идет вразрез с Конституцией, когда заставляют изучать неродной язык? – спросила спикер Татьяна Егорова…
     Подробности в «Газете Юга» №27-2018.


Культура
Кого мы потеряли…

     От нас ушел Хасан Хажкасимов – первый черкесский режиссер игрового кино, самобытный писатель, щедро одаренный многогранным талантом.
     Чаще всего значимость яркой личности становится очевидной только после ухода из жизни. К сожалению, судьба Хасана Хажкасимова не была в этом смысле исключением. Нам только предстоит постигать его творчество, осмысливать его жизнь. Осенью планировалось провести вечер в честь его 80-летнего юбилея. Очень жаль, что теперь придется проводить вечер памяти выдающегося художника...
     Его отец был крупным предпринимателем, владел недвижимостью в Кисловодске и Пятигорске.
     В 1956 юноша окончил среднюю школу в Нальчике, в 1961 – Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт по специальности «почвоведение». Художественные заметки начал писать в годы учебы. Работал в министерстве сельского хозяйства КБАССР по специальности, а через полгода поступил на постановочный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, курс Михаила Ромма. Во ВГИКе состоял в мастерской режиссуры художественного фильма Александра Столпера.
     Сергей Ростоцкий руководил его дипломным проектом, стал соавтором сценария первой самостоятельной творческой работы Хажкасимова – киноновеллы «Буба» в фильме «Как стать мужчиной» (1970), за которую молодой режиссер получил приз ЮНЕСКО.
     Сценарий героической картины «Всадник с молнией в руке» (1972) о Вере Флеровой, открывшей тырныаузское месторождение вольфрама и молибдена, написали Юлий Дунский и Валерий Фрид. Приключенческую комедию «Дюма на Кавказе» (1979) Хажкасимов поставил по сценарию Резо Габриадзе. В основу детской киноповести «Под знаком однорогой коровы» (1986) легли собственные рассказы Х. Хажкасимова, а сценаристом был Александр Бородянский.
     В игровых фильмах Х. Хажкасимова снимались звезды советского кино: Владимир Этуш, Екатерина Васильева, Каха Кавсадзе, Иван Рыжов, Татьяна Кулиш, Роман Карцев, Виктор Ильченко, Баадур Цуладзе, Виктор Павлов. Среди кабардинских актеров – Барасби Мулаев, Хужа Кумахова…
     Х. Хажкасимов работал и в сфере кинодокументалистики. Им был снят документальный публицистический фильм «Негасимый очаг» о Первом Всемирном черкесском конгрессе в Нальчике, в котором отразилась драматическая история адыгов времен Кавказской войны. Именно в этот период он приступает к экранизации книги Баграта Шинкубы «Последний из ушедших», повествующей о трагической истории убыхов, которые разделили судьбу миллионов других махаджиров после Русско-Кавказской войны. Однако денег на постановку фильма не нашлось.
     Ориентация на народную культуру, фольклор повлияла на участие Х. Хажкасимова в выпуске мультипликационного фильма «Сосруко – сын камня».
     Хажкасимова отличает особый художественный почерк, острое чувство укорененности, культурной «почвы», органичного народного этнического своеобразия. За будничным, обычным видеосюжетом автор-режиссер способен передавать лирический фон, поэтический настрой, на который мгновенно откликается зритель. Сложный парадоксальный процесс становления личности – доминирующий тематический стержень всего творчества Хасана Хажкасимова. Каждый кадр напоен любовью ко всему живому, сочувствием, верой в простые, фундаментальные человеческие ценности, ключевые для писателя и кинорежиссера. В его картинах оживают камни, скалы, облака. Солнце, горы, реки наделены живой душой, которая лишь иногда приоткрывает свою тайную мудрость человеку. Они становятся полноправными участниками событий – веселых авантюр, героических приключений, лирических переживаний.
     Та же творческая манера свойственна Хажкасимову-писателю, рассказы которого читатель может увидеть. Так же, как в фильмах, он «играет» на контрастах – в первую очередь цвета.
     Первый маленький сборник «Для кого цветут цветы?..» (1968) составили четыре прозаические лирические миниатюры: «Портрет матери», «Млечный путь», «Памятник» (киноновелла) и одноименная новелла. Второй сборник («Ритмы») вышел в 1971, третий («Невыдуманные рассказы») – в 1978.
     Одной из центральных тем художественного творчества Хасана Хажкасимова становится мир детства. Автор-реалист отнюдь не идиллически раскрывает его как особое многогранное пространство – он полон недетских горестей и серьезных противоречий, при этом насыщен яркими красками, звуками, движением... Но через сложное, многомерное восприятие драматических реалий происходит непостижимая для окружающих метаморфоза взросления, превращения в мужчину. Эта параллель соотносится с кинорежиссурой – не случайно первый художественный фильм молодого кинорежиссера получил название «Как стать мужчиной». Глубоко и остро переживает смерть матери Нури («Портрет»). Острая тоска, неизбывная потребность в присутствии матери привели мальчика к необходимости написать ее портрет, обнаружив тем самым в нем талант художника...
     Мухтар в рассказе «Обида» находится в ночном дозоре с дедом Ауэсом, который воюет всю свою жизнь: в свое время «в отряде Мусукаева белых рубил». Автор не делает выводов и даже не особенно акцентирует внимание на образе юноши, но читателю ясно, что эта ночь поменяет его – наутро он обретет черты настоящего человека и мужчины.
     Хажкасимов находит внешне неприметные, порой вполне будничные события, сюжетные детали, которые тем не менее становятся знаковыми для дальнейшей жизни героя – ребенка или подростка, формируют его нравственный стержень и незаметно для окружающих оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу. Таким событием для Мурата оказывается поиск потерявшегося коня Боры, которого велел охранять отец («Мальчик и конь»).
     Столь же значительна радость победы восьмилетнего мальчугана из одноименного рассказа, которому предстоит проделать нелегкий путь домой в голодную послевоенную пору, чтобы доставить в семью тяжелый хурджин с продуктами.
     Двое подростков – мальчик и девочка, спрятавшись на краю аэродрома, с немым восторгом наблюдают за тем, как взмывают в небо истребители. Возможно, название рассказа – «Вступление» – знаменует вступление во взрослую жизнь после этой ночи, в чем-то судьбоносной, которую, судя по фразе, оброненной кем-то из пилотов, «они будут помнить… всю жизнь».
     В творчестве молодого писателя находит отражение социально-историческая проблематика, связанная, в частности, с депортацией балкарского народа. В рассказе «Млечный путь» в одну из ночей заново переживает и осмысливает свою жизнь Мухтар. Чистая, гармоничная линия его судьбы нелепо прерывается уродливым диссонансом, связанным с жестоким необъяснимым изгнанием всего балкарского народа, к которому с материнской стороны принадлежит и он.
     В рассказе «Памятник» Х. Хажкасимов одним из первых поднимает проблему черкесского махаджирства.
     Сюжеты рассказов носят автобиографический характер и отражают реальные обстоятельства, связанные с работой в кинематографе, личными встречами и расставаниями: «В этот поздний осенний вечер», «Белый холод», «В дороге», «Для кого цветут цветы», «Встреча»…
     Художественному творчеству Х. Хажкасимова, как и кинематографическому, свойственны юмористические интонации. В ироническом и юмористическом духе написаны рассказы «Крыша», «Колодец», в которых обнаруживаются незаурядная наблюдательность, снисходительное отношение к человеческим слабостям, безошибочное знание национальной народной психологии. Отражая парадоксальность самой жизни, в рассказах Хажкасимова соседствуют и переплетаются два начала — трагическое и комическое («Цыца»).
     Все творчество Х. Хажкасимова отличает яркий гуманизм, который становится «мерой всех вещей» в кинофильмах и художественных произведениях. Через призму отношения к бездомной собаке («Не та порода»), нашедшей приют в помещении почтамта, проясняется сущность каждого человека, который оказывается рядом с добродушным питомцем, ищущим лишь сочувствия и доброты. Трагическая судьба дворняги позволяет вынести неутешительный вердикт нравственному состоянию современного общества.
     Стойкая бескомпромиссная верность старым традициям, родному очагу, несгибаемая ответственность за простые основы человеческой жизни – таков сюжет рассказа «Старик и горы».
     Любопытный исторический факт нашел художественное воплощение в повести «Любовный напиток» – об истории любви Ирины Макаровой и князя Бек-Мурата. Мелодрама непосредственно переплетается с авантюрной историей о тайной кампании, которая была развернута российскими молокопромышленниками с целью овладения редким целебным кавказским напитком. Динамичный сюжет, включающий похищение русской невесты, погони, элементы промышленного шпионажа с привлечением в качестве «спецагентов» почтовых голубей, соответствует приключенческо-авантюрному жанру, который знаком зрителям по кинематографической сфере деятельности Хасана Хажкасимова и напоминает кинофильм «Дюма на Кавказе».
     В произведениях Хажкасимова, как в зеркале, отражаются все социальные болезни и тенденции российского общества периода развитого и позднего социализма: кризис аграрной системы, усиление урбанизации, что вызвало постепенный упадок и развал колхозов и совхозов даже столь развитых и процветающих в этом смысле регионов, как Северный Кавказ. В рассказах Х. Хажкасимова находит отражение кризис культурной жизни страны, который определяется в художественном пространстве лишь косвенно по общему упадочническому настрою, по духовной, нравственно-эстетической атмосфере, царящей в кругах столичной творческой интеллигенции, напоминающей времена декадентства. Но на этом фоне автор демонстрирует безусловную веру в человека и неиссякаемый оптимизм, в основе которых лежат простые незыблемые человеческие ценности.
Мадина Хакуашева


«Мы обязаны показать спектакль в Кабардино-Балкарии»

     На фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре состоялась петербургская премьера балета «Портрет Дориана Грея» на музыку Альфреда Шнитке, Мурата Кабардокова и Абеля Коженевского. Поставлен спектакль в театре оперы и балета Северной Осетии (филиал Мариинского). Хореограф-постановщик Валерий Суанов рассказал, почему решил использовать музыку композитора из Кабардино-Балкарии:
     С творчеством Кабардокова меня познакомил Султан Хажироко. Присутствовал на съемках его фильма, и мне очень понравилась музыка. Спросил, кто написал. Тот с гордостью произнес: «Наш, кабардинец…»
     И когда собирался ставить балет, обсуждал с Султаном проблему с подбором музыки. Он и говорит: «Возьми Кабардокова». Я начал слушать его произведения и в какой-то момент заметил, что не могу остановиться. Отталкиваясь от его музыки, даже переосмыслил и по-новому поставил кое-какие сцены.
     Теперь для меня Мурат – это кабардинский Моцарт и один из топовых композиторов современности…
     Подробности в «Газете Юга» №27-2018.


«Это не моя приставка»

     Премьера симфонии «Минги-Тау» Ахмата Малкандуева («Газета Юга» №22) на склоне Эльбруса была отменена в связи с погодными условиями. Оркестр Саратовской государственной консерватории им. Собинова исполнил произведение в ГКЗ в Нальчике. После концерта автор со сцены обратился к публике:
     Мои выступления перед презентацией своих сочинений или после не являются редкостью, но сегодня, наверное, одно из самых нежелательных.
     Ходит очень много слухов вокруг этой симфонии. Многие люди позиционируют себя совсем неправильно, и многие идут на поводу у этих людей. Как же это не по-кавказски. Как же это не по-мужски…
     Подробности в «Газете Юга» №27-2018.


«Захотелось галерейно»

     В музее изобразительных искусств им. Ткаченко проходит персональная выставка Керима Аккизова («Газета Юга» №32, 2015) «Мимикрия»:
     «В городе нет галерейной жизни. Раз музей исполняет роль галереи, захотелось выставиться галерейно: легко и свободно, - рассказывает художник. - Здесь около 40 работ: живопись, графика и инсталляция из 27 тактильных картин. Во-первых, это возможность разрушить стереотип, что картины нельзя брать в руки. Во-вторых, зритель сам может выстроить панно, как ему угодно.
     Это и коммерческие проекты, и свободное искусство. «Мимикрия» - потому что сейчас мы вынуждены мимикрировать: быть одними дома, другими на работе, третьими в соцсетях… Хотелось раскрыть все свои «я». Зачастую мы себя зашориваем: делаем какими-то одними, а имеем шанс быть разными…»
     «Для него характерно то, что он не бросается за яркостью: песочный тон гасит динамику, а обобщение формы и соединение цветных пятен декоративны сами по себе. Он философ: всегда размышляет и создает необычные вариативные сочетания, ищет моменты раскрытия душевного состояния человека», - отмечает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Нина Леонтьева.
     «Брат всегда меняется - как хамелеон. Не надевает на себя маску серьезного художника, хотя таковым является, а продолжает оставаться переменчивым балованным мальчиком. Он владеет ремеслом от и до, и поэтому может свободно играть», - говорит Имара Аккизова.
Лейла Будаева


Право
Потребовался переводчик

     На процессе по делу бывших сотрудников управления МВД по Нальчику подполковников юстиции Оксаны Ивановой и Марины Приевой, проходящем в городском суде («Газета Юга» №26), была прослушана аудиозапись, которую сделал Мурат Карацуков при встрече с Аминат Гетажеевой. Потерпевший считал, что главный свидетель угрожала ему.
     Преподаватель реабилитационного центра «Радуга» Зарема Бабугоева, переводившая разговор Карацукова и Гетажеевой с кабардинского на русский по запросу защиты Оксаны Ивановой, рассказала, что ее приглашают в качестве переводчика в нальчикский городской суд, следственное управление МВД по КБР.
     До прослушивания аудиозаписи возникли вопросы к Аминат Гетажеевой. На вопрос председательствующей, встречалась ли она с Муратом Карацуковым по месту его работы, чтобы обсудить вопросы трудоустройства его сына Адама, последовал ответ: «Нет. Я не знаю, где он работает».
     Такой же вопрос председательствующая задала потерпевшему Карацукову.
     – Да, – ответил Карацуков. – Этот разговор происходил возле моей работы и бывшего магазина Гетажеевой. В центре Анзорея, в здании бывшего райпо у нас офис (Лескенское отделение «Каббалкэнерго» – ред.).
     – В центре Анзорея мы случайно один раз встретились, – уточнила Гетажеева.
     Государственный обвинитель Ольга Чибинева спросила Гетажееву:
     – После того как к Карацуковым приходила адвокат Бицукова, в доме у вас был разговор, что он будет привлечен к уголовной ответственности, если изменит показания? Вы угрожали ему?
     – Я не угрожала. Я говорила, что его могут привлечь по статье 306 УК РФ (статья 306 – это ложный донос, а «ложные показания», о которых разговор на аудиозаписи между Гетажеевой и Карацуковым, – это статья 307 – ред.)…
     Подробности в «Газете Юга» №27-2018.


Спорт
«Готовимся к Юношеским Олимпийским играм»

     В Хорватии на первенстве мира (до 18 лет) сборная России под руководством старшего тренера Анзора Темботова («Газета Юга» №24) заняла третье общекомандное место:
     Главная причина неудачного выступления – сгонка лишнего веса. После сброса веса организм истощается и не успевает восстановиться. Поэтому ребята не могут показать то, на что способны. Три борца не смогли должным образом восстановиться. Эти вещи они скрывали от меня – так же, как и их личные тренеры. Из-за этого потеряли две-три медали, которых в итоге команде для победы и не хватило.
     Не хочется говорить, но в весовой категории до 92 килограммов упустили золото из-за судейской ошибки. По их вине нашему борцу не дали два балла.
     В дальнейшем ребят с лишним весом или тех, которые будут переходить в другую весовую категорию, в состав сборной брать не будем.
     В составе российской сборной в весовой категории до 65 килограммов серебро завоевал Иналбек Шериев. Ахмедхан Темботов был освобожден от турнира, так как готовится к Юношеской Олимпиаде.
     До финала Иналбек дошел очень уверенно. А вот в главном поединке соревнований он уступил победителю первенства Европы, хотя мог его одолеть. Нужно было тактически чуть по-другому бороться. Думаю, он сделает выводы.
     В целом Шериев сезон хорошо отборолся. Победил на турнире Александра Иваницкого и первенстве России. Сейчас занимается в московском ЦСКА, а родился в Терском районе.
     Главный старт в сезоне – это Юношеские Олимпийские игры, которые пройдут в октябре в Буэнос-Айресе. Сейчас к ним и готовимся. Осенью и посмотрим, кто и сколько медалей соберет.




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2018 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru