Газета Юга
Газета Юга №1(1242)
11 января 2018 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Общество
Адыгское седло в музее Hermes

     Вячеслав Мастафов («Газета Юга» №42, 1995) провел в Париже десять дней по приглашению Hermes:
     Впервые я столкнулся с необходимостью изготовления адыгского седла в 1998, когда Ибрагим Яганов готовил конный переход с участием иорданского принца Али («Газета Юга» №39, 1998). Я полностью отреставрировал тогда по его просьбе 12 седел и понял технологию изготовления.
     В 2005 один человек предложил мне изготовить несколько седел – не простых, а высококачественных и образцовых. Я спросил: «Что значит образцовых?» И он показал мне седло Hermes. Мы специально выехали в Москву, в фирменный магазин: «Вот качество, которое мне хотелось бы видеть!»
     Тогда у нас был лишь чегемский кожевенный завод, и все…
     Подробности в «Газете Юга» №1-2018


«Вольный Аул» отстранен от аукциона

     Управление федеральной антимонопольной службы признало необоснованной жалобу региональной общественной организации в защиту прав граждан «Вольный Аул» на действия организатора аукциона на право аренды 39,3 га земли в Нальчике («Газета Юга» №51, 2017) и отменило приостановление торгов. Единственным их участником стала общественная организация «Нальчик за свои права».
     Напомним, «Вольный Аул» намеревался распределить землю между своими членами. По словам представителей организации, которую до последнего времени возглавлял Аслан Иритов (после возбуждения уголовного дела его сменил Руслан Назранов), всю подготовительную работу для межевания участка провели именно они.
     После того, как 12 декабря «Вольный Аул» направил задаток для участия в аукционе на счет управления земельных отношений администрации Нальчика, отделение Сбербанка попросило мэрию вернуть «ошибочно перечисленные денежные средства», счет «Вольного Аула» был заблокирован на основании письма управления минюста о приостановлении деятельности общественной организации.
     Аналогичное письмо было направлено и организатору аукциона.
     УФАС отметило, что проверка действий управления минюста не входит в компетенцию антимонопольного органа.
     В региональной общественной организации «Вольный Аул» настаивают на незаконности действий управления минюста РФ по КБР, считая, что они «негласно согласованы» с администрацией Нальчика и направлены исключительно на создание препятствий для участия в аукционе.
     В обращении в кабардино-балкарский правозащитный центр отмечается: «Несмотря на заверения главы КБР и главы администрации Нальчика, Кабардино-Балкарская региональная общественная организация в защиту прав граждан «Вольный Аул» отстранена от участия в аукционе и тысячи жителей курортного поселка Вольный Аул, интересы которых мы представляем, могут не получить земельных участков». Руководитель правозащитного центра Валерий Хатажуков в заявлении на имя прокурора КБР указывает на необоснованность искового заявления управления минюста РФ по КБР о признании «Вольного Аула» экстремистской организацией и ее ликвидации. Совершение председателем «Вольного Аула» Асланом Иритовым административного правонарушения, а также возбуждение в его отношении уголовного дела («Газета Юга» №47, 2017) не квалифицируются как деяния, носящие экстремистский характер: «Членами данной организации являются более 1300 жителей микрорайона Вольный Аул. То есть, по мнению господина Ж.А. Кужонова (руководитель управления – ред.), все члены организации являются экстремистами…» В обращении содержится просьба принять меры прокурорского реагирования и провести проверку законности и обоснованности действий управления минюста.
Артур Техажев


«Работайте, братья!»

     В центре Прохладного появился арт-объект с изображением дагестанского полицейского Магомеда Нурбагандова, расстрелянного боевиками летом 2016. Перед казнью его на камеру заставляли призвать других сотрудников правоохранительных органов уйти с работы, но он сказал: «Работайте, братья!». Магомеду Нурбагандову посмертно присвоено звание Героя России. 9 января ему исполнилось бы 33 года.
     «Идея сделать такое граффити возникла совершенно случайно: в разговоре с депутатом местного самоуправления Андреем Котовым. Он с братом занимается такими проектами. Подумали, что изображение Магомеда Нурбагандова с его известной фразой перед смертью – достойный способ почтить память погибших сотрудников следственного комитета республики: Анны Давыденко, Кантемира Кярова и Алима Ворокова. Сотрудники собрали деньги и оплатили работу художника», – рассказал руководитель Прохладненского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по КБР подполковник юстиции Мурат Маржохов.
     «Граффити выполнено моим братом, художником и дизайнером Алексеем Котовым. Мы уже несколько лет украшаем серые стены города подобными арт-объектами, и на предложение изобразить погибшего героя откликнулись с готовностью. Переговорили с главой Прохладного Игорем Тараевым, он нас поддержал», – говорит Андрей Котов.
Марианна Калмыкова


Культура
Сны о Черкесии

     Собранная из фрагментов земля грез, воображаемых встреч и пурпурных роз… Серия живописных коллажей представлена Зайной Эль-Саид.
     Ее работы напоминают странствия героини Кэрролла, сновидения под деревом предков. Калейдоскоп случайных диалогов обескураживает новыми смыслами. Ритмично спрессованные кадры объединяют персонажей самых разных стран и эпох.
     «Черкесская серия» Зайны Эль-Саид становится театральной сценой, на которой черно-белые герои обретают новые роли и цветные сны. Персонажи – мифические герои и реальные образы с открыток и картин. Выцветшие девичьи платья со старых открыток Зайна раскрашивает в головокружительную палитру, где провоцирующий винтажный цвет вдруг получает неоновый оттенок.
     «В цветовом контрасте я могу сильнее выразить смысл жизни. Это как белый и черный, Инь и Ян. И могу взять розовый и оранжевый, это не контраст, но также дает жизнь. Розовый – очень важный цвет. Мне кажется, это цвет легких, когда ты вдыхаешь жизнь. Мой любимый цвет с самого детства», – рассказывает Зайна. Художница создает собственное пространство сверхреальности. Коллажный обряд отличает особый ритм и цитаты. Мир воображаемой Черкесии наполнен повторяющимися образами, среди которых птицы, алые цветы, плоды спелых яблок, родовые знаки адыгов, луна, протянутая рука с цветком, вода, дерево…
     На далекой земле мифов она разбивает сады алых роз. Очень часто здесь можно увидеть птиц: «Птицы означают свободу, красоту, безграничность. Они не думают о своей красоте, о жизненных заботах, они просто живут. Это философский образ для меня».
     Цветы звучат на многих картинах: «Они знаменуют вечность, бесконечность жизни. Цветы уходят, но появляются другие цветы… И для меня это также метафора жизни моего народа. Трудные времена сменяют времена славы».
     Художница призналась, что вырезала розы из коробки от шоколадных конфет, которую хранила с самого детства. Когда-то гостинец привез с далекой родины ее дедушка.
     «Сны о Черкесии – эта тема всегда была для меня сокровенной. Свою первую работу из этой серии я посвятила женским грезам. В моей голове с самого детства кружились образы далекой и родной земли, мы слушали истории о ней, сердца бередили предметы, привезенные из Кабарды. Это могла быть коробка шоколадных конфет или сыр. И лишь несколько книг, что помогали сложить впечатление, как выглядит наша родина. В то время не было никакой связи. Все это внутри меня давало ростки воображаемому миру. Я представляла этот край, его людей. Так, нартский эпос с его образами давал рождение моей новой самоидентификации. И на самом деле сон есть реальность. На моих работах это собственная реальность, какой я ее себе представляю, как выражаю на картинах. Я помню тот момент, когда в самолете ранним утром я впервые в жизни увидела вершины Эльбруса… Момент трепета, когда мир моего воображения, моих грез был претворен в мир реальности. Я жила здесь в 2005 и 2006 и приезжала после почти каждый год. Совсем не говорила на кабардинском и приехала именно с этой целью – выучить родной язык. Для меня это было очень важным – так я могла бы глубже понять культуру и историю адыгов. Мои предки никогда не забывали родную землю и передали нам эту память. Они были неким мостом, который как раз заставил меня приехать на родину. Большое влияние на меня оказала книга Руслана Цримова «Метаморфозы TS»…
     Главное в работе – это свобода. Образы коллажа складываются стихийно, часто напоминая пазл. Иногда на создание коллажа уходит месяц, иногда работа может быть окончена за час. Чаще работаю ночью, когда ничего не отвлекает. Как я выбираю своих героев? Это они меня выбирают! Они просто приходят. Меня вдохновляют образы самых разных культур, музыка, геометрия, архитектура… Всегда нравится соединять воедино абсолютно разные фрагменты. И ты видишь, как вдруг они начинают играть друг с другом. И над всем тогда возвышается только красота, мир, в котором царит искусство. Мы говорим: столько в нас разного, столько в этом мире агрессии и горя, но у нас всех есть что-то прекрасное, что мы можем донести, – и это красота. Когда нашей целью становится красота, мы преодолеваем различия», – говорит Зайна.
Ольга Орлова


Образование
«Отстранять всякие притязания инородцев на обособленность и национализацию школы»

     Ежегодный республиканский научно-практический семинар учителей кабардинского языка и литературы, проходящий в КБГУ и имеющий методические цели, в нынешнем году приобрел политический оттенок. Участниками семинара наряду с преподавателями школ и специалистами университета стали представители общественных объединений, ученые и студенты.
     В розданном участникам встречи проекте обращения к главе республики, председателю правительства и спикеру парламента говорилось, что «отдельным руководителям показалось: они вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с целым народом и его языком: «Директора школ проводят письменные опросы среди учащихся и их родителей для выявления желания изучать родные языки». В документе подчеркивалось, что такой опрос может выявить нежелание изучать многие школьные предметы: «Но в анкетах целенаправленно указывают только национальные языки».
     Проректор КБГУ Хусейн Кушхов отметил, что адыгский язык должен жить в семье, иметь твердые позиции в образовательных учреждениях и, как государственный язык, постоянное внимание со стороны государственных органов, а также значительную и постоянно развивающуюся научную основу…
     Подробности в «Газете Юга» №1-2018


Происшествия
Прямо указывающих причин не обнаружено

     5 января около полуночи в своем служебном кабинете из табельного оружия покончил с собой 42-летний замначальника следственного управления МВД по КБР полковник полиции Руслан Межгихов…
     Подробности в «Газете Юга» №1-2018


Спорт
Из-за сложной финансовой ситуации, в которой оказался нальчикский футбольный клуб, команда потеряла еще четырех игроков.

     «Спартак-Нальчик» покинули защитники Идрис Муслуев (22 игры), Халид Шахтиев (24 игры, 1 гол), полузащитники Чингиз Магомадов (20 игр, 1 гол) и Руслан Паштов (19 игр).
     Ранее команда распрощалась с защитником Магомедом Абидиновым, полузащитниками Хасаном Ахриевым, Сергеем Мироновым, Дмитрием Михайленко и нападающим Русланом Алиевым («Газета Юга» №52, 2017).
     Во второй части первенства ПФЛ тренерский штаб сделает ставку на местных воспитанников.
     На отчетно-выборной конференции председателем федерации футбола КБР избран Аслан Машуков («Газета Юга» №46, 2017).
     Бывший футболист нальчикского «Спартака» с 2015 возглавляет клубную ДЮСШ. Вступив в должность, Машуков пообещал добиться полной прозрачности финансовой деятельности, улучшить работу контрольно-дисциплинарного комитета и создать центр по подготовке молодых судей. Для повышения их квалификации будут привлекаться специалисты из соседних регионов, которые имеют опыт работы на всероссийских и международных соревнованиях.
Максим Батищев




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2018 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru