Газета Юга
Газета Юга №1(1190)
05 января 2017 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Экономика
КБР слилась с КНР

     Близ селения Псыгансу торжественно открыли Зарагижскую ГЭС мощностью 30,6 МВт – нижнюю ступень каскада Нижне-Черекских гидроэлектростанций. Первая очередь – Аушигерская ГЭС – была запущена 14 лет назад, ее строительство шло 10 лет («Газета Юга» №1, 2003). Верхнюю ступень – Кашхатаускую ГЭС – ввели в эксплуатацию еще спустя 8 лет: из-за длительности сооружения специального тоннеля она была достроена после второй ступени («Газета Юга» №31, 2010).
     Уже на подъезде к Зарагижской ГЭС – режимному объекту – впечатлили меры безопасности: территория полностью обнесена забором с датчиками движения, повсюду видеокамеры, вход – через укрепленный КПП, машину служба безопасности не разрешила оставить ближе, чем за сто метров от ворот ГЭС, – ждали высоких гостей.
     Подробности в № 01-2017.


Общество
«Сати тоже ждет от меня песню»

     Марьяна Казанова закрыла группу «Все Ок» («Газета Юга» №6):
     Спустя четыре месяца после презентации пришлось расстаться с победительницей кастинга Лейлой Замаевой. Работа артиста ей и ее семье не подошла. Разошлись совершенно бесконфликтно.
     Через день после расставания с солисткой было запланировано выступление на большом мероприятии в КБГУ. Для меня отказаться было бы даже абсурдней, чем выйти и самой спеть. Вышла на саундчек – решила, что однозначно буду петь только вживую. Зрители подумали, что просто хочу лично проверить аппаратуру. А потом я начала петь… В первых рядах сидели Султан Хажироко, Илона Жилова, Азамат Беков, Черим Озроков… У всех были странные лица: кто-то радовался, кто-то недоумевал, кто-то откровенно злился, кто-то делал «фейспалм», по кому-то было видно, что он не ожидал, что я так умею… Пою я давно, но делаю это для себя. В Москве года два работала в караоке бэк-вокалисткой. Брала уроки вокала.
     В среде коллег-артистов тут же кардинально поменялось отношение ко мне…
     Подробности в № 01-2017.


Культура
В карачаево-балкарских сказаниях присутствует сквозной сюжет

     Вышел двухтомник фольклориста Махти Джуртубаева «Нарты. Аланский героический эпос» – самое полное на сегодняшний день издание поэтических текстов карачаево-балкарского эпоса:
     Карачаево-балкарский народ, несмотря на тяжелые исторические обстоятельства, сохранил все три своих древних эпоса: мифологический – о деяниях божеств и их отношениях с людьми, нартский, в котором на первом плане герои, богатыри и их подвиги, и историко-героический, где мифологических элементов мало и действуют реальные исторические личности. Этот третий эпос получил свое развитие после нашествия на Северный Кавказ войск Тамерлана. В целом они составляют глубокое и художественно совершенное повествование о древней истории народа, сложенное самим народом. Только чудом можно объяснить то, что, несмотря на тяжелейшие утраты, удалось спасти более 50000 бесценных строк, не считая вариантов…


«В левой руке волос, в правой – крючок»

     Маргарита Мирзоева – гример-постижер в балкарском драмтеатре:
     В мои обязанности входит изготовление париков, бород и усов. Художник-постановщик дает мне эскизы. Я делаю обмеры головы и лица актера и приступаю к работе.
     Тут и начинается самое сложное. Ведь и бороды, и парики изготавливаются под конкретный образ. Бороды бывают нескольких видов: русская, национальная (кавказская либо восточная), испанская, сказочная. Русская, например, широкая, квадратной формы. Про такую еще говорят – борода лопатой. Кавказская борода – более узкая, заостренная книзу, густая. Восточная – более редкая. Испанская – закругленная. Сказочная борода может быть очень длинной. Форма усов тоже зависит от образа. Усы, загнутые вверх, придают персонажу залихватский вид, вниз – наоборот.
     Волосы для бород и париков, как правило, делаю из шерсти яка. Сырье покупается театром. Или приносят знакомые, которые знают, кем я работаю. Стираю ее, вычесываю, чтобы не было клещей. Шерсть яка, как правило, черная, поэтому, если нужно делать блондина, ее приходится обесцвечивать перекисью. Она становится желтой, обесцвечиваю повторно, после чего она уже белая. Только тогда ее можно красить в любой цвет. Если есть шерсть белого яка, то смешиваю ее с черной, тогда она легче обесцвечивается. Можно и полностью бороду из белой шерсти делать, но она очень редкая, поэтому экономлю.
     В качестве сырья может использоваться и человеческий волос. Знакомых прошу, чтобы приносили. Или покупаются искусственные в интернет-магазине. Бывает, смешиваю искусственные волосы с теми, что из шерсти.
     Когда волосы готовы, их нужно посадить на тканевую основу. Она называется монтюр. Как правило, на нее идет газ или тюль. Это самая, пожалуй, кропотливая и однообразная часть работы: монтюр натягивается на болванку – имитацию головы. В левой руке у меня волос, в правой – крючок: протаскиваю каждый волос сквозь ткань монтюра. На одну бороду уходит до двенадцати часов.
     В некоторых случаях на монтюр для париков креплю трессы – вручную сделанные пряди волос. Для этого растягиваю на деревянных распорках нитки в горизонтальном положении, на них завязываю узелками по несколько волос за концы, чтобы свисали. Полностью нить волосами заполню – один тресс готов. Длина тресса – 35–50 сантиметров. Тут важно не перепутать: волос необходимо привязывать на нить корнем, а не противоположным концом. Я их на ощупь определяю. Потом готовые трессы нашиваю на ткань монтюра. Из трех трессов изготавливается коса.
     Парику надо делать прическу. Так что постижер – отчасти еще и парикмахер. Для завивки использую бигуди. Ими уже никто не пользуется, поэтому собираю, где получится. Друзей прошу, чтобы старые не выбрасывали, а мне отдавали. Уже тысячу штук скопила, наверно.
     Изменять облик актера – очень интересное занятие. Я это не только с помощью париков делаю, но и с помощью грима. Часто сама себя гримирую, чтобы навык отрабатывался. Это тоже целая наука. Чтобы состарить актера, необходимо иметь представление, какие мышцы с возрастом обвисают.
     Храниться все должно в специальном помещении со стеллажами, на которых стоят стойки для париков, рядом в конверте – борода. Пары группируются по спектаклям. К сожалению, у нас сейчас нет возможности хранить все это как положено: здание театра на реконструкции, мы временно размещаемся в ГКЗ, а там отдельной комнаты у меня нет. Нам выделили помещение в бизнес-инкубаторе, держу все парики и бороды там, в сундуках и коробках. На спектакли приходится их возить оттуда. Это неудобно. Хорошо хоть, что там сухо.
     В театр я пришла около двадцати лет назад. Работала в костюмерном цехе, реквизитором. Потом директор предложил взять на себя парикмахерский цех. Надо было обучаться. Я ходила к постижеру кабардинского театра Любе Борисовой. Она профессионал своего дела. Кроме нас, постижеров в Нальчике, насколько знаю, нет.
     Изготовление париков, боюсь, скоро отойдет в прошлое. Если можно готовый купить, кто будет столько времени и усилий тратить? Тем более что это без последствий для здоровья не проходит: потом все тело ноет, глаза болят. Правда, с бородой все не так просто: ее надо индивидуально подбирать, поэтому купленная не всегда подходит. Мне очень нравится наблюдать результат своего труда: актер становится совсем на себя не похожим. Наверно, это и привлекает меня в работе.


Для театра и кино

     В представленной в Нальчике Союзом кинематографистов России программе короткометражных фильмов был «Мотылек» выпускницы ВГИКа Лики Липской, музыку к которому написал 49-летний Артур Варквасов. Это его шестая работа в кино – не считая картин, которые по разным причинам не появились на экране.
     «Я заканчивал по профилю только музыкальную школу. В школе была группа, затем группа «Револьвер», небезызвестная в конце 80-90-х. Для нее писал тексты и музыку. Через какое-то время стал писать немного другую музыку. На студии у Азрета Болиева покойного записали альбом, тогда же с Нелей Битоковой сделали передачу и практически в формате видеоклипов записали несколько вещей. Их до сих пор иногда крутят.
     Потом у меня был перерыв по семейным и другим обстоятельствам. Лет восемь назад написал музыку для компьютерной игры. У меня сейчас около 15 таких игр. Параллельно писал музыку к мультфильмам, выходившим в Австралии, Сингапуре, Москве. В интернете есть специальные площадки, ориентированные по профессиональным интересам. Я рассылал свое портфолио. Сегодня оно уже приличное – есть что показать. В какой-то момент многие сами начинают звонить, писать.
     В 2015 в Канаде вышел полнометражный фильм. Черная комедия «Love, Guns and Christmas». По названию все понятно: девицы, стрельба и Рождество. Где-то жесткая музыка, где-то крим-джаз. Присутствует и еврейская тема. Там по сюжету один из бандитов в квартире, где убиты все обитатели, начинает этим покойникам рассказывать, как ему, еврейскому мальчику, тяжело было расти в черном гетто…
     Вообще за границей режиссеры четко знают, что им нужно. Они могут прямо присылать преференцию – ссылку на какую-то музыку. Речь не идет о копировании. Время экономится фантастически. Во-первых, ты понимаешь ее характер, настроение. Во-вторых, если он прислал оркестровую музыку, ты понимаешь – нужен оркестр, а не блюзовый состав или джазовый. И еще понимаешь, какая динамика нужна.
     Они присылают, допустим, весь фильм. Я вырезаю сцену, которая мне нужна, затаскиваю в свой музыкальный редактор. У меня этот видеофрагмент перед глазами. Если есть необходимость, я могу синхронизировать события на экране и музыкальный ряд.
     В 2015 вышел полнометражный документальный фильм «Человек века» об Александре Ежевском. Авторы картины вышли на меня через моих друзей, которым я писал музыку для корпоративных роликов компании «Сибнефть» по экологии. Примерно так же познакомился с Ликой Липской», – рассказал Артур.
     В театре «Бродячая собака» в Петербурге вышла музыкальная сказка «Снегурочка»: «У своих друзей в Питере я нашел полевой материал, записанный в глубинке. Несколько дней слушал пение бабушек, чтобы создать атмосферу. Спектакль выдвинут на «Золотую маску».
     Артур Варквасов написал музыку к спектаклям «Вечно живые» и «Шыкъумцlий» в кабардинском и «Доктор философии» в балкарском театре.
     С недавних пор он возглавил музыкальную часть кабардинского театра.
Олег Гусейнов


Право
Схема преступления «уровня завхоза»

     На процессе по делу о взятках и служебном подлоге при сдаче Единого государственного экзамена в 2013, проходящем в нальчикском городском суде («Газета Юга» №52, 2016), завершили свои речи в прениях главная обвиняемая Фатима Сижажева, возглавлявшая республиканский центр обработки информации мин-обрнауки, и ее адвокаты.
     Защитники назвали схему фальсификации материалов ЕГЭ, обозначенную в уголовном деле, нелогичной и непрофессиональной, в то время как Сижажевой «присущи аналитический склад ума, логика и способность к анализу». По мнению адвокатов, изложенная в показаниях Эдуарда Самогова (он заключил досудебное соглашение, дал показания на Сижажеву и Шорманову, его дело выделили в отдельное производство, он приговорен к условному сроку – ред.) схема преступления «вполне соответствует уровню завхоза»…
     Подробности в № 01-2017.




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2017 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru