Газета Юга
Газета Юга №48(1081)
27 ноября 2014 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Общество
Так будут ли наши земли работать на станицу?

     После выхода в «Газете Юга» №20 моей статьи «Наши земли не работают для станицы» бывший председатель СХПК «Красная нива» П.А. Шульга провел «собрание трудового коллектива», на котором публикацию «осудили». При этом в Майском райсуде уже находилось его уголовное дело.
      2 июня г. Шульга был признан виновным в двух эпизодах злоупотребления полномочиями и приговорен к 10 месяцам исправительных работ. Суд констатировал, что «использование Шульгой полномочий вопреки законным интересам СХПК «Красная нива» повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и самой организации…» После неоднократных напоминаний сессия совета местного самоуправления досрочно прекратила полномочия Шульги как депутата.
     Однако следственными органами остались нерасследованными еще 10 аналогичных эпизодов незаконных сделок с другими земельными участками.
     Кроме того, нашу обеспокоенность вызывает срок аренды земель сельхозназначения по договору между администрацией Майского района и находящимся в процедуре банкротства СХПК «Красная нива» – 49 лет.
     Практика показывает, что такой срок является фактической передачей земель с/х назначения в собственность арендатора. За время процедур наблюдения и внешнего управления долги СХПК перед кредиторами не уменьшились – 30 млн руб. Между тем произошла замена основного конкурсного кредитора – Федеральной налоговой службы – на организацию, выразившую желание самостоятельно погасить 14,8 млн долга СХПК перед ФНС и ставшую по отношению к «Красной ниве» конкурсным кредитором. Мы все более убеждаемся, что СХПК «Красная нива» банкротится преднамеренно и целенаправленно. Внешний долг вырос, а куда девается урожай – неизвестно.
     Остается нерешенным вопрос передачи земель, находящихся в землепользовании СХПК «Красная нива», в станичную собственность, что необходимо было сделать до 1 октября 2013. Поэтому нам остается надеяться, что мы получим ответ на вопрос, будут ли наши земли работать на станицу.
     Николай Бобров, начальник штаба Котляревского станичного казачьего общества, войсковой старшина


Строительный профсоюз против гидромета

     7 ноября в профсоюз работников ремонтно-строительной сферы деятельности обратилась жительница Кенже Зухра Кадырова, которая просила поддержать ее просьбу о закрытии или переносе предприятия.
     Она рассказала, что живет в Кенже 15 лет: «Я давно хотела купить жилье поближе к городу. Когда смотрела объявления, удивлялась, что здесь такие дешевые дома – вроде город рядом. Оказалось, люди уезжают отсюда из-за газов с этого предприятия. Уже сколько лет об этом говорят – никому дела нет. Где-то война, стреляют, а тут тихо вроде, но через день кого-то хоронят. В основном, все говорят, онкология… Газы выпускают утром, около 4 часов. Выйти на улицу невозможно: дышать нечем…»
     Руководитель профсоюза Мурат Джаммаев («Газета Юга» №40) рассказал, что по карте в интернете легко увидеть, что от озера-хвостохранилища до первых улиц Кенже 700–800 м, до ул. Матросова в городе – меньше 500, до пр. Ленина – менее 2,5 км, а до угла Байсултанова-Тар-чокова по прямой 525 м: «8 ноября мы были в Кенже, общались с жителями, которые «под камеру» рассказали про «серо-голубой дым с запахом серы и карбида», от которого все задыхаются.
     Подробности в «Газете Юга»


Культура
Кукла с погонами

     Элекбаш – утерянный образ балкарского фольклора. Рассказывает театровед Асият Саракуева:
     Я обнаружила элекбаш случайно. Писала дипломную работу в ГИТИС-е о балкарском народном театре. Помню, была в полном восторге от своего открытия: взглянув на наш эпос, танцы, обычаи с точки зрения театроведчества, осознала, что во всем этом есть элементы театра. Все происходит по канону-сценарию, есть актеры, которые исполняют роли, есть зритель. А ведь именно три эти части и составляют театр.
     Откуда брались сценарии? Элементарно. Возьмите любую нашу сказку – все они театрализованы, в них всегда присутствует конфликт – это главное в пьесе. У каждого своя правда, кто-то что-то доказывает, есть любовь и ненависть, победа добра над злом – пусть утопичная, как в комедиях Мольера.
     Благодаря Махти Джуртубаеву я познакомилась с древним обрядом Голлу, который описан в одной старинной песне. Нарты состязались в метании камня, должны были перепрыгнуть Эльбрус с одной стороны на другую... пир богов, на который не пригласили Элию. Какой это стих! Ощутимы вставки, сквозь которые проглядывает архаичный слог, не вымаранный под влиянием позднейшей исламизации.
     Я вычленила для себя 3-4 основных актеров, которые присутствовали на всех праздниках. Первый был певец жырчы. Именно народные певцы и были авторами всех этих сказаний.
     Второй персонаж – бегеюль, распорядитель танцев, в задачу которого входило присматривать за всеми гостями, «штрафовать», если необходимо, определять, кто с кем будет танцевать. С точки зрения театроведения, он был режиссером, который выбирает героев для танца-пьесы и таким образом назначает им роли.
     Третий персонаж – теке, козел-черт в вывернутой наизнанку шубе, в маске, с плетью, ведущий себя самым непристойным образом, бесцеремонный сквернослов. Если бегеюль – благородный аристократ, схематический персонаж, то теке – колоритный, живой герой от народа.
     Фольклорист Танзиля Хаджиева посоветовала поговорить о народном театре с нашими мэтрами. Я обратилась к Берту Гуртуеву – мы встретились весной 1997. Очень долго беседовали. Он возвращался мыслями к театральному кружку в Ленинском учебном городке, в который попал из Холама, осиротев. Совершенно случайно вспомнил, что на праздниках в детстве (это приблизительно 1915–1920) видел наряду с жырчы, бегеюль и теке некий женский персонаж – куклу, одетую в национальное платье из шелка с шапочкой или ситом на голове. Персонаж назывался элекбаш (от «элек» – сито и «баш» – голова). Она была безмолвной актрисой, мимом, как и теке.
     Кукла закреплялась на легкой деревянной конструкции, которую женщина несла на плечах. На длинном рукаве элекбаш было отверстие, чтобы девушка могла продеть туда свою руку, на уровне глаз – дырочки. Таким образом, элекбаш возвышалась над празднующими. Чтобы к ней обратиться, нужно было смотреть снизу вверх. Берт Измайлович даже запомнил, что у персонажа были погоны, которые, наверно, появились вместе с приходом на Кавказ русской армии и должны были придать элекбаш особый вес.
     На мой взгляд, она была персонажем, который уравновешивал мужские и женские роли – возможно, какой-то отголосок матриархата. Гуртуев утверждал, что она вела себя, как «благородная дама». Она могла танцевать с любым мужчиной, с каким пожелает. Интересно, что любой партнер становился рядом с ней заметно меньше. Главный свой танец она исполняла с козлом. Наглый, темпераментный теке вел себя с элекбаш, как с госпожой, буквально ползал перед ней. Бывало, он изображал, будто ему неуютно с ней, пытался ударить ее плетью, но всякий раз, трепеща, опускал руку. Царственная элекбаш была невозмутима до конца танца, и очень часто никто даже не знал, кто скрывается под маской куклы.
     Как-то я приехала к своей тетушке Захире Курдановой, которая была родом из Верхнего Баксана, и поделилась своими изысканиями с ней. Она припомнила, что видела в детстве на свадьбах в Баксанском ущелье похожий женский персонаж – буттукъыз. Девушка надевала куклу с нарисованным лицом на руки и поднимала их над головой. Куклу спрашивали «Буттукъыз, хочешь есть?» Она кивала «головой».
     Как утверждал другой мой собеседник, певец Омар Отаров, буттукъыз – это детская игра. Когда девочки шили платьица, они называли это «одеваем буттукъыз». Значение слова «бутту» утрачено, «къыз» – девочка. Однако мне самой не раз приходилось слышать от мамы, уроженки Баксанского ущелья: «Ну вот, опять она оделась как буттукъыз!» – когда я, как и все девочки в детстве, мерила на себя все подряд.
     Я предполагаю, что это очень древние персонажи, которые, трансформируясь и упрощаясь, стали обычными куклами. Надеюсь, что когда-нибудь древняя элекбаш будет исследована.


Когда в республике был хор...

     Бица Бленаова – дирижер-хормейстер:
     Я родилась в 1925 в Вольном Ауле. Хорошо пела и участвовала в школьной самодеятельности. В 13 лет пошла в государственный Кабардино-Балкарский хор, и меня сразу взяли на работу. Во время войны его объединили с ансамблем песни и пляски. Тогда мы с концертами ездили во все села республики. Репертуар был разнообразный. Чаще всего исполняли «Соловушку» Чайковского, «Светлый путь» Залимхана Дышекова на кабардинском, народную балкарскую песню «Гапалау».
     Нашим руководителем был приглашенный из Москвы Александр Михайлович Покровский. Именно он посоветовал мне поступить на дирижерский факультет Ленинградской консерватории. Он сказал: «Ты организованная и дисциплинированная девочка. Тебе очень подходит эта профессия».
     В консерватории меня приняли на факультет вокала. Но я сказала, что хочу только на дирижерский: если туда не примут – уеду. Я не заканчивала музыкальную школу, поэтому мне дали испытательный срок три месяца. Я его прошла.
     После окончания учебы работала в ансамбле песни и пляски до тех пор, пока его не пере-именовали в «Кабардинку». Орлов-Шузьм, который приехал из Чувашии, был художественным руководителем ансамбля, а я была дирижером-хормейстером – единственной женщиной-дирижером в республике. Когда открыли музыкальное училище, появились и другие.
     В репертуаре хора были кабардинские, балкарские, советские песни и классика. Выступали в национальных платьях и черкесках. Девушки были с косами, в шапочках и белых шалях. Платья хористок были белые и голубые, потому что Тимбора Мальбахов не разрешал кричащие цвета.
     Сначала я выступала в костюме – юбка чуть ниже колена и пиджак. Сшила на заказ два – темно-синий и черный – у портного--армянина, который приехал в Наль-чик. Они настолько хорошо сидели, что на гастролях костюмеры других ансамблей спрашивали меня, где я их покупала. На сцене я всегда была в лаковых туфлях на высоких каблуках. У меня были густые длинные волосы до икр, которые я заплетала в две косы. Потом начали настаивать, чтобы я тоже выступала в национальном платье. Мне сшили три – белое, голубое, серебристое: два в Тбилиси, одно в Ленинграде.
     С гастролями мы дважды объехали Советский Союз, бывали за границей.
     Когда хор передали радиокомитету, меня сделали директором музыкальной школы №2.
     Мне всегда казалось, что для работы нам не хватает адыгской гармони. Сказала об этом министру культуры Константину Эфендиеву. Мне выделили 80 рублей, чтобы я заказала. В Орджоникидзе был мастер по изготовлению музыкальных инструментов. Я попросила секретаря обкома партии Осетии Кабалоева поговорить с ним, чтобы он воспроизвел первозданную форму адыгской гармони: полутон должен быть, как у пианино. Так и возродили здесь адыгскую гармонь. На этой гармони обучались ученики нашей музыкальной школы.
     После нас многие ансамбли и артисты начали заказывать адыгские гармони у того мастера.
     В 1957, когда в составе делегации из 700 человек нас направили в Москву на празднование 400-летия присоединения Кабарды к России, мне дали звание заслуженной артистки РСФСР.


Образование
Скульпторы из Нижнего Куркужина

     15-летние Марат Кужев, Залим Пшихачев, Рустам Шуков и Тамерлан Эздеков из Нижнего Куркужина с первого класса изучают скульптуру в детской школе искусств им. М. Кипова.
     «Ребята создают скульптуры животных, людей. Сначала на деревянной доске сооружают каркас из алюминиевых или стальных проволок и лепят на него пластилин. Сперва надо лепить мышцы – поэтому мы проходили анатомию человека. Занимаются два раза в неделю по два часа. На создание одной скульптуры уходит несколько месяцев и 8–9 брикетов пластилина», – говорит преподаватель Хусейн Кочесоков («Газета Юга» №49, 2011).
     На всероссийском конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного искусства Марат, Залим и Тамерлан заняли призовые места.
     Директор школы искусств Рита Кужева рассказала, что мальчиков попросили сделать маленькие копии своих работ, представленных на конкурс, в течение одного дня, чтобы удостовериться в их авторстве: «Председатель жюри Андрей Бахметьев – ведущий рубрики «Очумелые ручки» в передаче «Пока все дома» – дал три минуты на лепку головы черкесского всадника. Когда ребята справились с этим заданием, он сказал, что больше вопросов к нашим ученикам у него нет. Выделил подарки и благодарность лично от себя».
     Марат Кужев, Залим Пшихачев и Рустам Шуков получают путинскую премию.
Джульетта Мидова


Происшествия
Бывший боец СОБРа охранял подпольный игровой клуб?

     В следственном отделе по Нальчику СКР по КБР проводится проверк-а обстоятельств столкновения нескольких жителей республики с бойцам-и ОМОНа МВД по Кабардино-Балкарии.
     19 ноября около 22 часов сотрудники Управления по экономической безопасности, которых сопровождали оперативник ОСБ и шесть бойцов ОМОН-а, прибыли к многоэтажке на ул. Ахохова близ автовокзала №2, где, по оперативной информации, находился подпольный игровой клуб. Дверь в помещение была закрыта, на стук никто не отозвался, хотя сотрудники слышали, что кто-то внутри ходил. Когда металлическую дверь выломали с помощью кувалды, за ней оказалась вторая, тоже железная. Для нее вызвали работников МЧС. За второй была обнаружена третья металлическая дверь. Когда полицейские попали в помещение, игровой зал был уже пуст: заведение имело еще одну дверь.
     Подробности в «Газете Юга»


Спорт
«Спартак» проиграл своим воспитанникам

     В заключительном матче этого года «Спартак-Нальчик» на своем поле встречался с пятигорским «Машуком-КМВ». Команды ведут отчаянную борьбу за место в лидирующей группе, поэтому матч предполагался сверхнапряженным.
     В составе гостей на поле республиканского стадиона вышли три воспитанника «Спартака» – автор первого «кабардинского» гола в рамках премьер-лиги 34-летний Марат Дзахмишев, центральный защитник Тимур Тебердиев и вратарь Антон Антипов. Эта тройка внесла ощутимый вклад в победу своей команды.
     Начало матча активней провели хозяева, которые создали два опасных момента у ворот пятигорской команды и, к общему удивлению, пропустили – 0:1. Автором гола стал неувядающий Дзахмишев. После перерыва красно-белые продолжили владеть мячом, а гости – забивать в ворота Городового. После одной из контратак футболисты «Машука-КМВ» быстро доставили мяч в штрафную, где Руслан Алиев, подработав его пяткой, не оставил шансов на спасение – 0:2. Проигрывая в два мяча, нальчане предприняли попытку спасти игру – на поле вышли Гурфов, Машуков и Атаев. Но вместо назревавшего гола были наказаны Ибрагимовым на последней минуте встречи – 0:3.
     Разбазарив ряд голевых моментов, «Спартак» не смог распечатать поймавшего кураж Антона Антипова и ушел на зимний перерыв в подавленном настроении.
Виктор Новиков


Разное
Бесплатные лекарства для детей у нас задержали на 20 лет

     Дети младше 3 лет (а в мно--годетных семьях до 6 лет) при амбулаторном лечении имеют право на получение бесплатных лекарств по специальным рецептам.
     Так говорится в постановлении правительства РФ от 30 июля 1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». По закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступившему в силу 1 января 2012, каждый регион имеет право самостоятельно определять и утверждать перечень препаратов для детей указанной возрастной группы.
     Республиканские власти изыс-кали средства на реализацию данного закона только в этом году. В пресс-службе минздрава КБР сообщили: «В сентябре текущего года в рамках финансовых средств республиканского бюджета сформирована заявка и объявлены аукционы по закупке медикаментов для обеспечения детей первых трех лет жизни, а также детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет. Заявка сформирована по информации, представленной детскими поликлиническими учреждениями, то есть ограничительного перечня лекарственных препаратов на данный период не существует.
     По состоянию на 17.11.2014 состоялись аукционы и осуществлены поставки порядка 50% от общего объема заявленных лекарственных препаратов. В настоящее время проводится работа по формированию разнарядки по детским поликлиническим учреждениям.
     Бесплатное обслуживание рецептов, выписанных для указанных детей, будут осуществлять 22 аптечных пункта, являющихся структурными подраз-делениями поликлинических учреждений и задействованных в системе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий населения республики».
     По заверению представителя минздрава, педиатры сами сообщат родителям, когда те смогут требовать в поликлиниках рецепты на бесплатные лекарства.
     Почему в предыдущие 20 лет в Кабардино-Балкарии закон не исполнялся, в министерстве прокомментировать отказались.
Юлия Кармокова




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2014 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru