Газета Юга
Газета Юга №31(752)
31 июля 2008 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Экономика
Финансовый поток из Ватикана может пройти через урочище Гедуко

     Первый вице-премьер Мурат Тхазаплижев обсудил с представителями корпорации Интермодал-Авиа вопросы строительства в Кабардино-Балкарии филиала Липецкого интермодального транспортного центра, включающего авиационный, железнодорожный и автомобильный терминалы.
     Президент Липецкого ИТЦ Василий Севериненко рассказал на встрече, что одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию является организация переработки грузов по системе Gargo. Владимир Путин, будучи главой государства, дал поручение главе правительства РФ и двум вице-премьерам внедрить эту систему через Липецкий аэропорт и его филиалы в Рязани и в Нальчике.
     Вице-президент корпорации и представитель ЛИТЦ в Кабардино-Балкарии Локман Холаев рассказал "Газете Юга", что проект, который будет способствовать быстрому продвижению грузов в страны Ближнего и Среднего Востока, в Юго-Восточную Азию и в обратном направлении в Европу, согласован с правительством КБР: "В республике строительство филиала, включающего международный аэропорт, железнодорожный и автомобильный узлы, начнется в конце нынешнего - начале следующего года. Для этого в урочище Гедуко на территории Прохладненского и Баксанского районов выделено 255 га. Планируемая мощность транспортного центра в КБР - 4 млн т грузов в год (аэропорт - 1 млн, железнодорожный и автомобильный транспорт - 3 млн т). Управляющая компания Липецкого ИТЦ планирует осуществить долевое участие в строительстве международного аэропорта, обеспечить терминалы спецтехникой и средствами погрузки и разгрузки контейнеров, модернизацию радионавигационных средств, строительство авто-, ж/д и авиатерминалов и таможенных складов, подъездных дорог, автостоянок, складов ГСМ и гостиниц". Среди инвесторов проекта Внешэкономбанк и финансовый фонд Ватикан. Общий объем капиталовложений 1 млрд евро. Срок реализации программы три года: "Внедрение проекта позволит создать около 7 тысяч рабочих мест, а когда он заработает в полную мощность, - еще столько же.
     В реализации проекта будут задействованы минэкономразвития, министерство транспорта, дорожного хозяйства и связи, а также министерство образования и науки, которое будет координировать подготовку примерно 2 тысяч специалистов".
     Главным результатом внедрения проекта в КБР Локман Холаев считает рост доверия инвесторов к республике, что значительно увеличит инвестиционные потоки: "Интермодальный центр предполагалось строить в районе Кавминвод на Ставрополье. Я три года убеждал учредителей проекта, что необходимо выбрать Кабардино-Балкарию. После событий 13 октября 2005 это было сложно, но участники программы увидели, что стремление народа республики к миру очень сильно и выбрали КБР". По результатам переговоров будет принято распоряжение правительства КБР о создании рабочей группы по реализации данного проекта.
Олег Гусейнов


Капитальный ремонт должны принять сами жильцы

     Президент КБР Арсен Каноков и генеральный директор государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин подписали договор о долевом финансировании программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья.
     Согласно договору республика получит в этом году из федерального центра 286 млн рублей, из республиканского бюджета на эти цели направлено 86,9 млн. Средства самих жильцов составят 12,4 млн (5% общей суммы).
     Генеральный директор сообщил, что на выделенные средства будет отремонтировано более 100 многоэтажных домов, переселено 16 ветхих. Жилищные условия улучшат 18 тысяч человек.
     Константин Цицин высказал пожелание, чтобы заявка республики на 2009 была подана пораньше, чтобы средства были выделены в начале года: "По нашему мнению, в этом году эта работа проходила в республике немножко тяжело: хорошего времени для проведения строительных работ осталось мало, и вам придется постараться, чтобы успеть в этом году сделать все работы..."
     У журналистов возник вопрос: если республика не успеет освоить средства до конца года, деньги останутся в КБР?
     За гостя ответил Арсен Каноков: "Подрядчики будут работать день и ночь. Тем более, зима у нас наступает чуть позже. Если мы не сможем выполнить работ на 300 млн, нам надо другим делом заниматься".
     По словам Константина Цицина, это должны быть не просто ремонтные работы, а внедрение новых энергосберегающих технологий: должны утепляться фасады, устанавливаться счетчики учета и новые виды котельных: "Самыми главными контролерами должны быть сами жители.
     Мы просим всех, чтобы по завершении работ появился протокол собрания жильцов, которые приняли этот ремонт. Это независимо от всех государственных комиссий".
     "Я лично буду ездить на каждый из домов", - пообещал президент.
     Он сообщил, что основные работы в этом году пройдут в Нальчике и в Прохладном. Кроме того в рамках республиканских программ в этом году в столице республики будут приведены в порядок дворы: обустроены детские площадки, заасфальтированы территория и въезды.
Олег Гусейнов
Общество
"Это была прививка от тотального гражданского конфликта"

     По приглашению госкомитета по делам молодежи и общественных объединений КБР республику посетил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Как пояснил профессор, его целью было встретиться и пообщаться: "Была программа моих выступлений, в рамках которой я несколько раз выступил перед самыми разными аудиториями на различные связанные с исламом темы".
     - В интервью нашей газете в 2002 ("Газета Юга" №34, 2002) Вы говорили, что Кабардино-Балкария находится на перепутье, и, чтобы сохранить стабильность, необходим диалог между государством, муфтиятом и ребятами из джамаатов: "Надо уметь разговаривать. Если не научимся это делать, у всех будут неприятности:" Вы оказались правы. После событий 13 октября 2005 Вы разъясняли, что проблема не в исламе: "Здесь есть элемент недовольства нынешней политикой, облеченный в религиозную форму" ("Газета Юга" №44, 2005). Что Вы увидели в республике сейчас?
     - Я никогда не отказываюсь от своих слов и повторю, что тогда ситуация была катастрофическая. Это было очевидно. Сейчас мне приятно наблюдать за тем, как новое руководство постепенно эту ситуацию выправляет. Я сам редко когда хвалю президентов, в основном я их ругаю. Много проблем повсюду, это совершенно ясно, но тенденция, с моей точки зрения, позитивная. И для меня было неожиданным, когда был поставлен вопрос о выдаче тел погибших в той трагедии. В самом начале президент КБР сказал: "Я бы хотел, но не получается". Это была своего рода "лакмусовая бумажка". Это было заявление о намерении.
     - По-Вашему, какие меры обусловили положительные перемены?
     - Проблем до сих пор много, но, скажем так, их меньше, чем было позавчера. Открываются мечети, которые были закрыты: Самое главное - нет того уровня конфронтации, который был. Появилась какая-то тенденция к взаимопониманию, осознание того, что силой проблему не решить. Конечно, есть масса вопросов. В частности - убийства милиционеров. Но это, по-моему, не изобретение Кабардино-Балкарии, а изобретение Дагестана, если хотите, "перенимание опыта". И, скажем, те люди: - даже не знаю, как их теперь назвать, - молодые радикальные мусульмане, среди них ведь тоже происходит какая-то поляризация. Некоторые уходят в откровенное неприятие, а некоторые понимают, что так или иначе все-таки нынешняя власть - это не та власть, которая была накануне октябрьских событий. Кое-кому на Северном Кавказе даже можно было бы поучиться, потому что с исламом везде дело обстоит очень-очень непросто.
     - На основе чего Вы сделали такие заключения?
     - Я получаю самую разную информацию от самых разных людей. Причем информация противоречивая. Не хочу называть имена, возможно, вы и сами догадаетесь. А потом я делаю сопоставления. Чтобы оценивать ситуацию здесь, мы должны сопоставлять ее с ситуацией, например, в Ингушетии или в Дагестане. Вообще все познается в сравнении. Если бы вокруг Кабардино-Балкарии была бы Швейцария и Норвегия, тогда бы ваша ситуация выглядела очень неважно. Но мы живем в этом мире, и у нас иные точки отсчета.
     - Вы говорите, что теперь в республике готовы вести диалог. Но с кем?
     - Хотите, я вам очень циничную вещь скажу? Вот то, что было в октябре 2005, - это безумный цинизм, - но это была прививка. От чего? От тотального гражданского конфликта. Чудовищная и болезненная прививка всему обществу. И власть, и общество теперь в следующий раз этого не допустят. Кто-то пойдет на уступки, кто-то станет осторожнее, терпимее, но повторения того, что было, не будет. К сожалению, мы живем в таком мире, где такие вещи самым парадоксальным образом дают какую-то пользу. С конца 90-х по 2004 вы постоянно были на перекрестке. Можно было избежать трагедии. Увы, этого не произошло.
     - В 2005 Вы говорили нашей газете, что при общении с Анзором Астемировым не уловили в нем и намека на экстремизм. А что можете сказать сейчас о нем, о Мусе Мукожеве?
     - Я считал их совершенно вменяемыми людьми:
     - А теперь?
     - Хороший вопрос. Я над ним и сам очень долго думал. В то, что они стали бандитами, вот так вот сразу, в одночасье, я по-прежнему не верю. Не та все-таки это была публика. То, что ребята стали более радикальными, - это однозначно. Но в 2002, 2003 они протягивали руку, хотели разговаривать, хотели диалога: Я под этим могу подписаться. Все-таки когда много работаешь в этой области, можно по выражению глаз понять, кто куда придет и кто что думает. Не было у них озлобленности. Что произошло потом? Я считаю, что виноваты обе стороны. И неизвестно, какая больше. Записи якобы Анзора Астемирова с Басаевым видел. Но я не криминалист. Насколько это так, как есть на самом деле, не могу судить. Я допускаю, что это возможно. Если это правда - это одно. Но ведь мы имеем дело с таким количеством фальсификаций по поводу ситуации на Северном Кавказе. Допускаю, что Басаев тот человек, который всегда улавливал, сам создавал те ситуации, в которые он мог "втиснуться". Существует ситуация, где есть униженные, обиженные и оскорбленные, - и тут приходит он. Это его стиль.
     Проще все списывать на бандитизм. Когда мы оцениваем то непростое, что было, черно-белые краски не годятся. Нужно всегда максимально стремиться получить реальную информацию. Это безумно трудно. И даже тогда, когда ты ее получаешь, ты не всегда ей можешь верить.
     - Есть ли у Вас версия того, что произошло с Русланом Нахушевым?
     - Руслана я неоднократно видел в Москве, когда он приезжал по делам фонда "Исламское наследие". Я спрашивал о нем очень многих людей. Одной версии нет. До какого-то момента я надеялся, что он жив, но, так скажем, официальные лица мне сказали, что вряд ли надежда на это есть. О причине его гибели? Помните, анекдот: он слишком много знал: Он действительно много знал.
     - Следите ли Вы за ходом процесса по событиям 13 октября?
     - Пытаюсь следить. Знаю эти истории с присяжными, которые отказывались участвовать в деле, знаю идею относительно того, чтобы создать совет присяжных со всего Северного Кавказа. Если есть желание, чтобы суд был действительно честным и справедливым, то это замечательно. Но Кабардино-Балкария - это часть России. Мы знаем, какие у нас бывают судебные процессы. Мы знаем, что такое Басманный суд Москвы. Поэтому думать, что в самое ближайшее время мы полностью разберемся в этих событиях, я бы не стал. Давайте говорить честно. Слишком много самых разных интересов соприкасается:
Ирина Юдина


Каменного истукана не украли. Его убили

     В прошлом номере "Газеты Юга" был опубликован материал "Мы потеряли нечто большее, чем каменного истукана" - о том, что в Северном Приэльбрусье варварски выкорчеван из земли каменный идол - скифский (предположительно) памятник, датируемый VIII-VII вв. до н.э. Подобные истуканы, столь хорошо сохранившиеся в первозданном виде, ныне большая редкость, стоят десятки тысяч долларов. Поэтому авторы предполагали, что менгир украден с целью наживы.
     Уже в тот день, когда мы стояли на скальном гребне у края пропасти на месте, где был установлен менгир, мелькнула мысль о том, что каменного истукана могли ведь и скинуть вниз. Но она тут же была отброшена по причине дикости и бессмысленности. И все-таки надо было проверить...
     Древняя стела действительно находилась в пропасти. Но только это был уже не памятник, а ряд его фрагментов - каменных кусков, на которые истукан разбился, ударившись о скалу.
     Отделилась верхушка, представляющая из себя шлем воина, а от самого лица осталась только середина; на несколько частей раскололось тело - цилиндрический столб с четко очерченными руками, спускающимися по бокам и скрещивающимися на животе, представляет теперь несколько фрагментов.
     Памятник, возраст которого превышает две с половиной тысячи лет, перестал существовать. Восстановить его в первозданном виде практически невозможно.
     Кем и с какой целью это было сделано? Ответа нет.
Мария и Виктор Котляровы


Руководитель департамента с фальшивым дипломом

     Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью при МВД выявили факт использования фальшивого диплома руководителем департамента по охране объектов животного мира, природных ресурсов и среды их обитания министерства сельского хозяйства КБР.
     Как стало известно "Газете Юга", в министерстве был проведен конкурс, и 23 июня был издан приказ о назначении нового руководителя департамента. Сотрудники УБОП получили оперативную информацию, проверив которую, установили: диплом биолога-охотоведа не выдавался Иркутской сельскохозяйственной академией в 2007 нынешнему руководителю департамента. Он не учился в этом вузе ни очно, ни заочно. Более того, последний выпуск в Иркутской сельхозакадемии по специальности биолог-охотовед был в 1995.
     Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
     Как стало известно "Газете Юга", администрация президента КБР проводит проверку документов об образовании у государственных и муниципальных служащих.
Ахмед Акбашев


Мария Никитина - "Мисс красивая и талантливая"

     Мария Никитина завоевала титул "Мисс красивая и талантливая" на конкурсе "Краса России", проходившем в Карелии:
     На конкурсе я представляла не Нальчик, а Кабардино-Балкарию. Спонсировал поездку Заур Апшев. С его же помощью был снят презентационный ролик о нашей республике.
     Всего было 62 участницы. Я вошла в финал. Осознание того, что я стала одной из 14 самых красивых девушек России, ко мне только приходит. Считаю, что свой титул я заработала честным, упорным трудом: почти месяц мы ежедневно репетировали по 9 часов + 2 часа зарядки. Я строго соблюдала диету, потому что сцена увеличивает, экран еще больше, а хотелось выглядеть безупречно: Особенно приятно, что в словосочетании моего титула есть составляющая "талантливая". Я всю свою жизнь танцую. При подготовке к конкурсу три дня работала хореографом - замещала нашего основного педагога. На конкурсе исполняла фламенко с кастаньетами. До сих пор помню шквал аплодисментов!
     На конкурсе вечерних нарядов представляла платье от Таиры, которое вошло в четверку лучших дизайнерских работ. По цветовой гамме это была растяжка цвета морской волны, что великолепно смотрелось на фоне Ладожского озера, рядом с которым располагалась сцена "Красы России".
     Меня пригласили на международный форум моделей и талантов, который будет проводиться в Лос-Анджелесе. Также мне подарили путешествие в Париж, где я буду жить в пятизвездочном отеле в центре города. А в память о финале конкурса на всю жизнь останется золотое колье с бриллиантами.
Ирина Юдина


"Меня домой тянуло"

     81-летний нальчанин Султан Лиев во время Великой Отечественной подростком оказался в Германии. Через несколько лет он пересек турецко-советскую границу и сдался пограничникам. Его осудили на 25 лет, освободили через пять с половиной, но до сих пор он не может добиться реабилитации.
     Султан Лиев не помнит своих родителей. Он еще не родился, когда в ноябре 1926 постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ за "контрреволюционную пропаганду и агитацию" его отец был подвергнут административному выселению на 3 года. Отцу тогда было 50 лет, и после возвращения из ссылки он прожил недолго. Скоро умерла и мать: "Нас было пять братьев, но мы плохо знали друг друга, так как воспитывались у родственников. Я вырос у тети - сестры моей матери Абчары Гучаковой-Аталиковой в с. Урожайное. Осенью 1942 мне было 15 лет. Во время каникул я поехал в с. Куба, откуда родом мой отец. В этот период в Кабардино-Балкарию пришли немцы, а вскоре возвратился мой старший брат Капитон. До войны он служил в Моздоке в армии, потом попал в плен и вернулся домой. Когда немцы отступали, я взял нашу лошадь и хотел уехать к тете в Урожайное, но старший брат поймал меня и, уходя с немцами, забрал с собой".
     К концу войны 17-летний Султан Лиев оказался в Италии в лагере для перемещенных гражданских лиц: "Когда Италию заняли американцы, нас переместили в австрийский город Линц, позже он оказался в английской зоне оккупации. Моего старшего брата Капитона союзники передали вместе с другими советским властям. Его осудили. Он вернулся, но недолго прожил: сказались избиения в лагерях в СССР.
     Я после этого побывал в Нюрнберге, Мюнхене, Гамбурге, но мне всегда хотелось вернуться к тете.
     К 1949 Германию союзники освобождали от беженцев, и нас, большую группу бывших граждан СССР разных национальностей, в основном кавказцев, через Италию и Средиземноморье переправили в Турцию. Каждому американцы дали по 25 долларов.
     В Стамбуле у меня были родственники - брат отца, его дети. В свое время они воевали в составе белой армии и ушли с Деникиным. Дядя обещал устроить меня в военное училище или подарить мне магазин и выделить земли, но меня тянуло домой".
     По словам Султана Лиева, он даже ходил в советское посольство, что было небезопасно: в тогдашней Турции коммунисты были вне закона. После этого некоторые родственники перестали с ним общаться. Он уехал из Стамбула и нелегально пересек сирийскую границу. Его задержали, осудили, но через два месяца передали турецким властям. Помогло то, что среди судей и жандармов оказались адыги. Вернувшись в Стамбул, он, не попадаясь на глаза дяде и его близким, пошел к своей тете, взял у нее денег и отправился в Карс, поближе к границе с Советским Союзом. В городе Идр его задержали турецкие полицейские: "Был декабрь, горные дороги непроходимы, и меня оставили там, в гостинице. 31 декабря 1950 ближе к полуночи, когда наблюдавшие за мной полицейские отмечали Новый год, я вышел из гостиницы и пошел в сторону границы. Пересек семь проток, а затем реку Аракс. Первое, что я увидел на советском берегу, была высокая пограничная вышка. Было первое января 1951 года. Мне шел 24 год. Я стал кричать. Мне сверху: "Кто ты?" Я ответил, что кабардинец. Скоро появились пограничные собаки, пограничные начальники в папахах и полушубках. Я русского почти не знал. Меня отвезли в штаб, переодели в солдатскую форму, ночевал в недостроенной бане. Это было близ города Октемберян, а затем меня перевели в Ереван, где я восемь месяцев сидел в одиночке. Хотя кормили неплохо, на прогулки водили. После этого через пересыльную тюрьму в Георгиевске доставили в Нальчик.
     Я говорил, что вернулся на родину, к тете. "Это ты своей бабушке рассказывай", - отвечал следователь.
     Где-то в 1994 я встретил этого следователя. Он был уже в возрасте, работал в типографии МВД. Вскоре я узнал, что он уехал в Америку. Так кто из нас изменник - я или он?"
     Через год после возвращения 22 января 1952 военный трибунал войск МГБ по статье 58-1 УК РСФСР ("измена Родине") приговорил Султана Лиева "к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет, с поражением в правах на 5 лет, без конфискации имущества за неимением такового". Он отбывал наказание в Коми.
     После смерти Сталина в июле 1956 специальная комиссия Президиума Верховного Совета СССР освободила его, сняв судимость и поражение в правах. Вернувшись домой, он многие годы работал экспедитором в "Курортпродторге".
     В 1989 Верховный суд КБР реабилитировал его отца, а самого Султана Лиева признали пострадавшим от репрессии и реабилитированным, но не в связи с его судимостью, а потому, что в детстве, когда был выслан отец, он остался без родительского попечения.
     В мае 1994 военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа и военный суд СКВО признали его обоснованно осужденным по статье 58 и не подлежащим реабилитации. В августе 1999 Главная военная прокуратура РФ пришла к выводу об обоснованности этих решений и "отсутствии оснований для их опротестования".
     Между тем Султан Лиев до сих пор так и не знает, за что его судили конкретно: за 56 лет, прошедших с момента осуждения, он так и не видел приговор военного трибунала.
     На его последнее обращение в управление Федеральной службы безопасности по КБР пришел ответ: "На основании Уголовно-процессуального кодекса РФ и Положения о доступе к архивным документам копия приговора об осуждении не может быть выдана".
     Между тем, как утверждают юристы, никаких запретов на выдачу приговора УПК РФ не содержит. Более того, даже при рассмотрении дел в закрытом режиме приговор оглашается публично.
     В 1994 Султан Лиев снова побывал в Германии, в гостях у родственников, которые переехали туда из Турции: "Мог ли я остаться за границей? В Турции я и за мешок золота не остался бы, не нравилось мне там. Германия - другое дело, там культурные люди, кабардинцев они любили. Почему не остался? Меня домой тянуло".
     Он вспоминает Германию еще по одному поводу: "В Гамбурге я познакомился с девушкой, ее звали Инна. Мы были совсем молоды, я даже не прикасался к ней. Она мне потом письмо в Анкару написала. Как узнала адрес, я даже не знаю. Мои родственники порвали его, я кое-как собрал и прочел на немецком: "Возвращайся в Гамбург". Я написал об этом сейчас в программу "Жди меня", получил в ответ карточку, что я на учете. Но, не зная фамилии, через столько лет, кого можно найти?"...
Олег Гусейнов


Читая нальчикские скамейки...

     С помощью надписей на скамейках, выцарапанных или сделанных маркерами, замазкой, губной помадой, многие авторы хотят навсегда остаться в истории городского парка. Отдыхают в парке и гости из "Къарачая". Нальчане пишут подробно: "В. Аул. Маня, Джама, Лика, Алина, Халя. 12 школа, 8.05. 2008". Или: "Шанхай - район чудес, вышел ночью и исчез".
     "Наследили" на лавочках выпускники: "Заира, Наира, Эльвира. Выпуск 2008 г. 25.05.08"; "КБГУ ИТФ sexi". Учащиеся "коледжа дизайна" до сих пор не научились правильно писать название своего образовательного учреждения.
     Надписей типа "Я люблю тебя, Исмаил!" или "Алим+Илана" меньше, чем признаний в любви группе или актеру. "Хочу парня, похожего на кого-нибудь из индийских фильмов, или Андрея Жданова из "Не родись красивой", или Лукаса". Подпись - "Жади". Или: "Джонни Депп - пуся", "Джек Воробей - лапуся. Зухра Молова тоже".
     Мы позвонили по нескольким телефонам, которыми пестрят лавки. Алим из Терека объяснил, что номер он не оставлял и понятия не имеет о том, кто мог это сделать. Хажмурат живет в Старом Череке. По его словам, над ним "прикололись" его друзья.
Марина Мандрыкина
Культура
"Хрупкая женщина сделала то, за что не взялись бы мужчины"

     Вышел в свет первый цикл аудиопроекта "Нарты".
     Строгое интеллигентное аудиоиздание - матовое черно-белое оформление с использованием графики адыгейского художника Феликса Петуваша. На четырех дисках - сказания о главом нарте эпоса Сосруко: его рождении, подвигах, любви и смерти. Герои аудиоверсии эпоса говорят голосами Ильяса Созаева, Фатимы Макоевой, Юрия Балкарова, Валентина Камергоева (фото 1) и Аскера Налоева. Звучит музыка Джабраила Хаупы, Трувора Шейблера, Хасана Карданова, Аслангери Казанова.
     Слушателю представлен адыгский (черкесский) вариант нартского эпоса в переводе с кабардинского на русский Семена Липкина. Однако на презентации проекта Джабраил Хаупа, отвечая на вопрос об "общей принадлежности нартского эпоса всем кавказским народам", заметил: "Кабардинский и балкарский гамбит здесь не разыгрывался. Звукооператор Мариам Тебердиева (фото 2) - это наше все. Ну что сделаешь, если она слышит то, что не слышат другие! А Ильяс Созаев - если он потрясающий актер, если у него великолепная дикция - куда от этого денешься! Нам надо брать пример с этой интернациональной компании! И с наших женщин! Мужчины бьют себя кулаком в грудь, разговаривают о возрождении и сохранении культуры. А хрупкая женщина Марианна Теуважукова (фото 3) молча сделала то, за что не взялись бы мужчины. Думаю, наше спасение в наших женщинах".


Марианна Теуважукова: нартский эпос большинство не знает

     - Этот проект я вынашивала не один год. Но всегда что-то мешало. Не было элементарно технических возможностей. Обидно, что такое сокровище, как Нартский эпос, подавляющее большинство людей не знает и не читает. Наши современники имеют смутное представление о том, что такое "Нарты". Поэтому главная задача проекта - просветительская.
     - Вы использовали перевод Семена Липкина, который филологи-фольклористы считают не самым удачным не только в художественном смысле, но даже искажающим оригинал...
     - Действительно, перевод мог быть и лучше. Я постоянно сверялась с изданием на кабардинском языке 1951 года. И, разумеется, обнаружила много погрешностей, несоответствий. Что-то пришлось отредактировать. Но не стану же я переписывать текст заново! Кстати, перевод Липкина был осуществлен за две недели. Для такого короткого срока - это великолепный вариант. Альтернативы не было. Хотя вопрос об адекватном переводе нартского эпоса стоит давно. Использовать же разрозненные и стилистически разнородные отдельные пробы разных переводчиков не было смысла.
     - По какому принципу вы отбирали актеров для проекта?
     - Это были актеры, которые имели опыт работы на радио. Представлять на сцене - одно, а озвучивать - совсем другое. Здесь своя специфика - строгие требования к дикции, тембру. Умение работать с микрофоном, чувствовать его. Даже неправильно взятое дыхание может испортить все. Артисты записали весь материал за две недели - работали буквально на износ. Примерили на себя огромное количество образов. Звукооператор Мариам Тебердиева с помощью спецэффектов обработала голоса, видоизменив тембр. Слушатель и не догадывается, какую огромную работу пришлось проделать. Бывало, что мы с Мариам записывали полтора часа в день. После такой акустической нагрузки от любого звука становилось буквально плохо. А было, когда за целый день мы сделали только три минуты. Надеюсь, слушатели не заметят, как тяжело давалась нам работа. Для них как раз текст, музыка, сопровождающие звуки должны звучать органично.
     - Вы принципиально использовали только симфоническую музыку?
     - Да. Были попытки подложить адыгские народные наигрыши. Но получалось плохо. До масштаба эпоса этот вариант не дотягивал. Большая часть использованной музыки принадлежит Джабраилу Хаупе. Спасибо ему - он разрешил кромсать свою музыку буквально по нотам. В последующих циклах, скорее всего, будем использовать Шнитке, Губайдулину, Стравинского... Если только Джабраил не напишет что-нибудь новое специально для проекта.
     - Почему выбрали графику адыгейского художника? Среди местных не нашлось подходящего?
     - Просто Феликс Петуваш - это стопроцентное попадание в мое восприятие нартского эпоса. Эти работы выставлялись в Нальчике в 1996 году. Мы вспомнили о них, когда думали, как оформлять проект. Спасибо, что Феликс не отказал.
     - Судя по оформлению, проект обошелся недешево. Будет ли он доступен среднему жителю республики?
     - То, как проект выглядит, - заслуга Альберта Саральпа. Он был бы осуществлен в любом случае. Но, возможно, в ином виде. Я не хотела привлекать спонсоров заранее. Работала в прямом смысле на голом энтузиазме. И актеры, и звукооператор были готовы трудиться безвозмездно. И только когда мы уже записали материал, я поделилась с Альбертом. "Что же ты молчала?" - только и сказал он. В результате и актеры получили гонорары, и конечный продукт приобрел настоящий вид. Можно было издать проект в формате MP3. Но понимая, что не у всех будет возможность слушать "Нартов" в таком формате, мы остановились на CD. Расходы на издание значительно увеличились. Но гораздо важнее для нас была уверенность, что проект послушает максимальное количество людей.
     Себестоимость издания 500 рублей. Тираж три тысячи. Какую наценку будут делать магазины, мы не знаем. Предполагаю, что имеющие деньги люди могли бы закупать партии и дарить школам, библиотекам, различным детским организациям. Такой ликбез просто необходим не только для наших детей, но и для учителей.
     - 4 диска, 4 часа и 44 минуты общего звучания - это случайность?
     - Действительно, случайность, но которую мы восприняли как добрый знак. Сакральная цифра четыре и прежде имела для меня огромное значение. И теперь это совпадение в каком-то смысле намекнуло, что я иду в верном направлении. Так или иначе, но работа над следующими циклами уже ведется...
Алена Мякинина


Финал оптимистичный

     В Кабардинском драматическом театре закрыли сезон спектаклем "Семья Наго". Эта драма Зарины Кануковой выиграла в конкурсе на лучшую современную пьесу на кабардинском языке. По словам художественного руководителя Басира Шибзухова, в театре была острая нехватка именно национальной драматургии.
     Поставил спектакль Мухамед Кубатиев. А Альберт Саральпов проспонсировал проект.
     Наго (Тамара Балкарова) - пожилая парализованная женщина, живет с двумя сыновьями и снохами, которым недосуг за ней ухаживать. Женщина стучит в тарелку, прося о помощи, но домашние не торопятся откликнуться. Они наняли сиделку Марият (Жанна Тхашугоева), которая становится для старушки единственным родным человеком.
     Один из сыновей Шумахо (Рустам Бозиев) день и ночь вынужден работать, чтобы расплатиться за поврежденную в аварии иномарку. Его жена Лима (Аулият Молова) торгует на базаре. Своих детей они отправили к бабушке и дедушке.
     Другой сын Мурат (Владимир Темижев) готовится защитить докторскую по истории. Его супруга Лариса (Марьям Жанатаева), городская особа, плохо знающая кабардинский язык, презирающая новых родственников, называющая все, что творится в их доме, "дурдомом".
     Такие разные снохи сходятся в одном - желании продать дом в селе и поделить деньги. Не вовремя возвращается в отчий дом дочь Дана (Фатима Чехмахова) - молодая женщина с несложившейся личной жизнью, безработная. За плечами - развод с первым и разрыв со вторым гражданским мужем.
     В разгар дележа дома возвращается из тюрьмы старший брат Азамат (Ахмед Хамурзов), взявший на себя вину младшего Мурата за сбитого насмерть человека. Восемь лет родственники не вспоминали о брате, не навещали его... Азамат делает вывод, что там, откуда он вернулся, человечности больше, чем на воле.
     Тем не менее финал оптимистичный. Азамат запрещает продавать очаг отца, намерен трудиться и жить добродетельно. "Все будет хорошо!" - говорит мать, неожиданно встающая с инвалидного кресла.
Елена Гергова


"Это не танец живота, а танец талии"

     Алла Жанатаева первой в России основала школу беллиданса в Москве.
     Да, я была первой, но никогда не называю себя основательницей. Я только продолжаю и развиваю традиции этого направления, культуру танца.
     Я из творческой семьи. Отец был бардом - писал и исполнял песни на балкарском языке. Но они с мамой всегда хотели, чтобы у меня было серьезное, "практичное" образование. Поэтому пришлось поступить на отделение балкарского языка и литературы КБГУ. Но искусство притягивало меня куда больше, чем учеба, поэтому сразу после поступления я перевелась на заочное отделение и поступила в народный ансамбль танца "Кабардинка" при университете. После 3 курса тайком от родителей стала работать в балкарской труппе театра им. А.Шогенцукова. Была занята почти во всем репертуаре труппы.
     Постепенно доросла до помощника режиссера. Появилась мечта получить специальное образование по этой профессии в столице. Никакого желания потом остаться в Москве у меня не было - грезила о работе в родном театре. Но так получилось, что целевого направления я не получила и назло всем в 84 году уехала поступать сама.
     Конкурс был довольно большой, и я не прошла:. Но Москву надо брать штурмом, она слезам не верит! Добилась статуса вольнослушателя. Надо было еще как-то кормиться. А найти работу в то время было сложно. Подруга помогла устроиться на хлебозавод укладчицей. И там активно занималась устроением всяческих праздников, вечеров. Да и танцы не оставляла. Из 80 рублей зарплаты 15 тратила на частные уроки известного педагога и исполнительницы индийского танца Рины Даял. Эти занятия дали мне возможность устроиться на работу в ресторан "Бомбей". В то время ресторанная публика очень отличалась от сегодняшней: служащие дипмиссий, иностранные студенты... Однажды после выступления подошел мужчина и поинтересовался, смогу ли я станцевать под музыку на кассете, что у него с собой. Я ответила, что смогу. Это сейчас я знаю, что это была знаменитая песня Фарида аль Атраша, композитора "Арабского танго". Танцевала чисто интуитивно, пропуская ритм через сердце. Публике понравилось. Арабские танцы стали заказывать чаще, и я всерьез занялась изучением беллиданса.
     В начале 90-х в Москве открылся первый арабский ресторан "Альшам". Я перешла туда. Когда почувствовала, что сама могу что-то дать, взяла учениц. Постепенно мы с ними сделали полноценную программу, которая включала русские народные танцы, эстрадные номера, арабский фольклор и классический беллиданс.
     В 98 году я сосредоточила все внимание на преподавательской деятельности: помогала воссоздать общероссийскую танцевальную организацию - разрабатывала правила проведения конкурсов, уставы, основала и возглавляю международную федерацию восточных танцев.
     Как судья высшей российской категории и международной категории INTERNATIONAL  DANCE  ORGANIZATION сужу на конкурсах. Сейчас у меня есть учебно-методический центр, где мы имеем право выдавать документы, сертификаты, присваивать категорию танцорам.
     У нас совершенно неправильное представление о восточном танце. Во-первых, это не танец живота, а танец талии. А название "беллиданс" пришло из Европы. Правильнее говорить ориенталь - восточный танец. Смысл, его душа - передача чувств посредством тела. Такие танцы исполняла зрелая женщина, пережившая материнство, любовь. И чем она старше, тем лучше способна передать чувства. Исполнительница беллиданса должна быть недоступна, но в то же время позволить себе немного поиграть. Как будто бы она на твоей ладони, и в тоже время так далека, что не дотянешься.
     Беллиданс традиционно исполняли в закрытой одежде - галабее. Это женский национальный наряд на Востоке - достаточно просторное прямое платье. На голове обязательно платок. Когда танец вывели на профессиональную сцену, живот закрывался полупрозрачной сеточкой. Важно скрыть пупок, который представляет начало жизни.
     Классический беллиданс - попытка сохранить именно народное исполнение, которое в каждой деревне отличалось своим характером при существовании общей концепции. А то, что сейчас в беллиданс вводят элементы эстрады, - просто желание сделать его более зрелищным. Я выступаю за то, чтобы оба варианта существовали параллельно.
     Детей не обучаю и не сужу на конкурсах. Я вообще против, чтобы девочек до 14 лет отдавали на беллиданс. Помимо огромной нагрузки на растущий организм, это для них непосильная эмоциональная задача. Что может выразить ребенок, если беллиданс - танец взрослой женщины?
     Планирую дать мастер-класс дома, в Нальчике, чтобы показать, что такое правильный, настоящий беллиданс. Хочу объяснить народу, что восточные танцы можно танцевать в закрытой одежде и не так вульгарно, как это делается сейчас в ресторанах.


Роковый кач от "Парка Горького"

     Разношерстная публика - от продырявленных металлическими украшениями нимфеток до солидных дяденек в галстуках - терпеливо ждала, пока "Парк Горького" закончит саунд-чек. А пока поклонники - которых оказалось больше половины Зеленого театра - кто как мог приводили в порядок заполненные дождевой водой пластмассовые кресла.
     Соединившийся в мае этого года в Москве легендарный коллектив в Нальчик прибыл не в полном составе. От громкого реюниона местному зрителю досталась лишь часть. Зато самая значительная - основатели группы Алексей Белов и Ян Яненков. Составить классический рок-квартет - две гитары, бас, ударные - ветеранам помогли молоденькие басист и барабанщик.
     "Парк Горького" продемонстрировал, что совсем не зря он стал единственной группой, получившей признание на Западе. Нальчанам подарили знаменитый роковый кач, когда эмоции исполнителей и качественный звук бьют в диафрагму. Звучали все хитовые композиции. Публика оказалась подготовленной и благодарной - пели наизусть по-английски вместе с музыкантами.
     "Спускайтесь, пляшите! Ничего плохого в этом нет", - то и дело обращалсся Белов к публике. Разгоряченные поклонники норовили ответить на приглашение, но внизу их останавливала охрана в штатском. Алексей Белов рассказал историю, как на гастролях в Китае зрители очень скромно реагировали на происходящее на сцене. Впоследствии оказалось, что любой вставший в эмоциональном порыве мог схлопотать дубинкой по голове от полиции. "Ну мы же не в Китае!" - намекал артист. Только на трех финальных песнях зрителям было позволено приблизиться к сцене.
     Из зала прямо на сцену бросали записки: "Я в красном напротив вас. Можно к вам на сцену?", "Почему вы в такой шапочке?", "Передайте привет Салиму и Долхату. У Салима день рождения", "От души, для аульских пацанов". Алексей Белов вежливо и с юмором на все реагировал. Передал привет, объявил для аульских пацанов хит Stranger, разрешил "девушке в красном" подняться к музыкантам.
     Исполнив последнюю вещь, Белов объявил, что теперь выступит местная группа "Приз": "Мы разогрели вас для них..."
Алена Мякинина


"Грубо говоря, был огромный спрос"

     - Уход Алексея Белова и его супруги Ольги Кормухиной от мирской жизни широко обсуждается. Якобы теперь вы творите "христианский рок"...
     - Да нет. Я не делю музыку на христианскую и нехристианскую. Она бывает позитивная - несущая любовь и негативная. Музыка "Парка Горького" всегда несла любовь.
     - И все-таки ваши религиозные убеждения изменили ваш имидж рок-музыканта?
     - Пожалуй. Я перестал совершать сексуальные движения на сцене, которые позволял себе раньше. Что касается выпивки и других излишеств, весь коллектив ведет умеренный сдержанный образ жизни. Тут такое дело: либо пить, либо петь. Совмещать невозможно.
     - Цель вашего воссоединения? И почему в Нальчик не приехал полный состав?
     - Мы воссоединились, потому что этого очень хотели наши поклонники. Грубо говоря, был огромный спрос. Группа существует и сейчас. Но гастролировать в полном составе нет возможности. Музыканты живут кто где, например, Львов - в Лос-Анджелесе. Наша ударная установка занимает целую комнату. Представьте, как ее транспортировать. Поэтому старый состав - для мощных разовых стационарных акций. А мы с Яном мобильные - с удовольствием ездим по городам.
     - В вашем райдере отдельный пункт - гитара, настроенная в ре. Вы транспонируете концертный вариант на тон ниже, потому что не дотягиваетесь до студийных версий?
     - Не в этом дело. Просто в ре гитары звучат сочнее, на наш взгляд. Wan Hallen, например, вообще настраивались в до диез. А вообще, конечно, не все песни мы поем в родных тональностях...
     - Есть ли у нальчан возможность услышать вживую Ольгу Кормухину?
     - Конечно! Вы только приглашайте. Тем более, через несколько месяцев выйдет наш совместный проект.
Происшествия
Бюджет Нальчика лишился 14 млн

     Управлением по борьбе с организованной преступностью при МВД по КБР выявлен факт хищения около 14 млн рублей при реконструкции проезжей части на ул. Атажукина в Нальчике.
     С сентября по декабрь 2007 через отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нальчика подрядной организации ООО "Дорожно-строительная компания" было перечислено 26 млн 60 тысяч рублей, когда работы еще не были выполнены.
     Затем в администрацию были представлены фиктивные документы о якобы выполненных работах. Бюджету города нанесен ущерб на 13 млн 922 тыс. 754 рубля.
     Материалы переданы в следственное управление СК при прокуратуре РФ.
Марина Зуева


"Чистый заказ"

     24 июля в середине дня в Нальчике был избит председатель исполкома общественной организации "Совет старейшин балкарского народа" 67-летний Оюс Гуртуев.
     Как рассказал пострадавший "Газете Юга", около 13.30, когда он входил в подъезд пятиэтажки на пр. Кулиева, где живет его мать, за ним вбежали два молодых человека крепкого телосложения, вооруженные деревянными дубинками: "Они молча стали бить меня по рукам и ногам. Я стоял на лестнице несколько выше, и до головы они не доставали. Я нес матери пакет сока. Попытался им защититься. От удара он лопнул, и сок разлился. Все продолжалось несколько секунд. Они, не сказав ни слова, нанесли примерно 10 ударов и скрылись".
     Врачи обнаружили на правой ноге и руке Оюса Гуртуева сильные ушибы. Он считает происшедшее "чистым заказом": "Какой-то дурак решил кому-то услужить и прислал их, сделав большую глупость".
     Напомним, что деятельность ССБН приостановлена, а в Верховном суде КБР рассматривается заявление прокурора республики о прекращении работы общественной организации за экстремистскую деятельность. Кроме того мировой суд рассматривает уголовное дело по клевете в отношении Оюса Гуртуева, возбужденное в связи с заявлением в адрес Генерального прокурора РФ, вызванным выступлением президента КБР на совещании с главами администраций городов и районов.
     В связи с происшедшим президенту РФ, Генеральному прокурору, председателю Госдумы, представителям КБР в Федеральном собрании Михаилу Залиханову и Хусейну Чеченову направлено обращение, в котором отмечается, что нападение на Оюса Гуртуева - это одно из звеньев ситуации, сложившейся в республике вокруг Совета старейшин балкарского народа.
Олег Гусейнов
Спорт
Судья может все!

     Перед началом сезона-2008, у нальчикского "Спартака" в обидчиках ходили пять клубов, которых они ни разу в своей премьер-лиговской истории не обыгрывали.
     Московское "Торпедо", выпавшее в глубокий осадок в первом дивизионе, может навсегда сохранить этот нолик. А вот остальным будет сложнее. Столичный "Спартак" в первом круге в Нальчике выиграл, продолжив свою беспроигрышную серию, длящуюся уже 5 матчей. А ЦСКА и "Зенит" впервые проиграли нальчанам, причем оба клуба потерпели поражение на домашнем газоне.
     Вот и "Химкам", также не проигравшим ни разу самому южному "Спартаку", пришлось на своем поле непросто. Перед матчем всему тренерскому штабу "Химок" во главе с Сергеем Юраном был поставлен ультиматум: "Или выигрываете, или уходите в отставку!" В таких ситуациях не до порядочности - спасать свою шкуру приходится любыми средствами. Но кто станет утверждать, что все средства хороши?
     Матч напомнил середину восьмидесятых годов прошлого века. Тогда не скрывая футбольных арбитров называли "людьми в черном". Прошло время, арбитраж улучшился, судьи получили по нескольку комплектов формы разных расцветок. И даже появилось ощущение, что "теперь судьи не убивают, максимум могут отдать симпатии". Увы, жизнь доказывает обратное.
     Арбитр Максим Лаюшкин сразу продемонстрировал "свои симпатии". Все было сделано в лучших традициях жанра. На 12-й минуте был посажен на карточку Миодраг Джудович. И через 9 минут он получил вторую желтую карточку, был удален с поля, а в ворота Дмитрия Хомича был назначен пенальти из разряда "левых". Бывший игрок столичного "Спартака" Флорин Шоавэ сумел реализовать пенальти, хотя наш вратарь практически дотянулся до мяча.
     Второй гол также состоялся не без помощи арбитра. Вышедший на замену Низамутдинов во время атаки вошел в жесточайший контакт с Хомичем. И пока голкипер без сознания лежал на газоне, Сергей Пилипчук пробил по пустым воротам.
     В этот момент не выдержали нервы даже у обычно невозмутимого Юрия Красножана. И его понять можно. В концовке первого тайма произошло столкновение между двумя игроками "Химок" Березовским и Кудряшовым. Увидев лежащего игрока, арбитр дал свисток, сорвав атаку нальчан. А здесь, видя полный контакт, позволил доиграть эпизод до гола.
     В результате Красножан также получил красную карточку. И здесь, поняв, что исход матча решен, Лаюшкин начинает работать на статистику. Чтобы не было обвинений в предвзятости, он за оставшиеся 30 минут выносит хозяевам шесть (!) предупреждений (всего восемь за матч). Причем Низамутдинов получил желтую карточку за фол против себя.
     Ясно было, что отыграться в такой ситуации невозможно. Но не удалось забить даже гол престижа. Хотя удар Фелипе Феликса Березовский отразил с огромным трудом.
     Если руководство подмосковного клуба и дальше продолжит практику ультиматумов, то "Химкам" не страшны ни "Челси", ни мадридский "Реал".
Виктор Шекемов


Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2008 © "Газета Юга"
E-mail: south@kbrnet.ru
www.gazetayuga.ru