Газета Юга
Газета Юга №15(580)
14 апреля 2005 г. pdf   www
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Экономика
Заседание Национального банковского совета

     В Кабардино-Балкарском отделении Сбербанка РФ состоялось очередное заседание Национального банковского совета КБР. Национальный банк КБР ЦБ РФ сообщил об итогах работы банковского сектора КБР в 2004 году и перспективах его развития в 2005 году.
     В республике действуют 15 кредитных организаций (6 самостоятельных банков, 7 филиалов иногородних банков, 2 филиала регионального банка) и 36 дополнительных офисов. В 2004 году темпы роста банковского сектора КБР характеризовались достаточно высокими положительными показателями, сохраняя позитивные тенденции последних лет.
     Самостоятельные коммерческие банки и филиалы московских банков в КБР, привлекающие вклады населения, вошли в систему страхования вкладов. Таким образом, в республике в настоящий момент все 100% вкладов физических лиц сосредоточены в кредитных организациях - участниках системы страхования.
     Банковские активы по состоянию на 01.01.2005 г. составили 4792,7 млн руб., увеличившись за год на 27,2 %.
     Размер уставного капитала самостоятельных банков в 2004 году увеличился на 48,2 млн руб., или на 44,6%, и составил 156,2 млн. По общей величине уставного капитала банки Кабардино-Балкарской республики значительно опережают аналогичные показатели банковского сектора ряда регионов Южного Федерального округа - республик Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесия и Ставропольского края.
     Совокупный размер собственных средств коммерческих банков составил на 1 января 2005 года 327,4 млн руб., рост с начала года на 28,3%. В целом по Российской Федерации капитал банковского сектора за год вырос на 16,5%.
     За 2004 год самостоятельными банками и филиалами получено 173 млн руб. прибыли (в т.ч. самостоятельными банками 59,3 млн руб.), что на 55 млн, или в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году.
     Если за 2003 год ими было уплачено налогов в сумме 65 млн руб., то за 2004 г. уже 92,7 млн (рост на 42,6%).
     По состоянию на 1 января 2005 года объем кредитных вложений в нашей республике составил 3311,1 млн руб. При этом лидирующие позиции на кредитном рынке сохраняются за Сбербанком (62,5% от общего объема кредитных вложений).
     Основу кредитного портфеля банков КБР по ссудам, предоставленным реальному сектору экономики, составляют кредиты, выданные предприятиям промышленности (40%), торговли и общественного питания (25%), строительства (8%), сельского хозяйства (7%), транспорта и связи (3%). Возрастает активность банков и филиалов на рынке потребительского кредитования, составившего 679 млн руб. (рост в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом), в т.ч. предоставлено ипотечных жилищных кредитов 1,8 млн руб. Расширяется кредитование. Общая сумма кредитов индивидуальных предпринимателей составила 200 млн. руб.
     Национальный банк КБР и его расчетно-кассовые центры на основе электронной системы внутрирегиональных и межрегиональных расчетов проводят в режиме реального времени 97% всех межбанковских расчетов республики. Норматив достаточности капитала самостоятельных банков КБР составляет 43,3% при установленной Банком России норме 11%.


"Если воду не сбросить, снесет пол-Нальчика, Тырныауз..."

     В МЧС КБР проявляют обеспокоенность предстоящим в апреле-сентябре сезоном паводков: на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвачайных ситуаций отмечалось, что водность рек в этом году ожидается в два раза выше нормативной.
     Из доклада начальника Кабардино-Балкарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Евгения Богаченко следовало: уровень паводка может превысить опасные отметки, если выпадет значительное количество осадков или резко возрастет температура. Синоптики заявили, что она будет выше "многолетних среднемесячных значений". Кроме паводков, высокая температура и водность плюс обломочный материал в горах грозят селями и прорывами ледниковых озер.
     Руководитель территориального отдела водных ресурсов Западно-Каспийского бассейнового управления по КБР Малик Толгуров сказал, что в республике 105 дамб, из которых 26 - бесхозные. Назвав эту цифру "страшной", он добавил, что это 22 километра берега. Еще 18 дамб на протяжении почти 35 километров побережья требуют капитального ремонта. Затем он доложил, что на пропуск паводка 2005 года Федеральное агентство водных ресурсов приняло к финансированию объекты на сумму 16,5 млн рублей по линии его отдела и на 17 млн - по линии ФГУ "Каббалкводресурсы".
     Затем речь зашла о "хвостохранилище" на реке Гижгит, где держат отходы горно-обогатительного производства. Его радиоактивное, по словам заместителя руководителя строительства службы единого заказчика Министерства строительства и ЖКХ КБР Анатолия Бетуганова, содержимое угрожает бассейнам Баксана, Малки, Терека и населенным пунктам. Сооружениям "хвостохранилища" сильно досталось во время паводка-2002, и теперь они находятся в предаварийном состоянии. Необходимо строительство аварийного сброса реки Гижгит, восстановление туннелей №1 и №2. Министр промышленности и связи КБР Султан Аброков заметил: "Если воду не сбросить, снесет пол-Нальчика, Тырныауз, а Былым будет погребен под стометровой толщей. Баксан будет перегорожен. А вы там рекультивацией занимаетесь. Сухой пляж уже третий раз пересеиваете! Зачем? Уводите оттуда воду! Придет 900 кубометров воды в секунду, если их не пропустить, четверо суток - и все, никто не спасется. Начинайте делать траншею". Решение о завершении "работ по траншее до начала паводка" занесли в протокол заседания. Султан Аброков спросил о работах во втором туннеле. Услышав, что они возобновлены, отреагировал: "воды не было, вы не работали, а теперь вода пошла, вы начали работать."
     Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Юрий Харченко доложил о состоянии нуждающихся в расчистке "подмостовых зон". Таковых комиссия насчитала девятнадцать. Всего рассчитывают вывезти из-под мостов 122,6 тыс. кубометров наносов. Участок автодороги Старый Черек - Нижний Черек остается для "дорожников" проблемным: летними паводками там в прошлом году разрушило земляную дамбу. Материалы по ущербу отправили в правительство страны, где средств на возмещение не выделили, рекомендовав ликвидировать ЧС за счет субъекта. Но своими силами, заявил докладчик, проблему не решить. Какие-то берегоукрепительные работы все же ведутся, а по поводу определения источника финансирования "дорожники" обратились к депутату Госдумы Михаилу Залиханову и надеются на положительное решение.
     Средств на содержание берегоукрепительных сооружений (уже от республиканского правительства) не дождались и в ФГУ "Каббалкмелиоводхоз". По словам заместителя директора Нины Захаровой, их на балансе ФГУ 161 километр. За межпаводковый период работники учреждения не могут провести ремонт гидротехнических сооружений из-за несогласованности работы с Черекской ГЭС. Сбросами ГЭС все сделанное попросту смывается. А за финансами федеральный центр опять-таки отсылает к правительству субъекта.
     Дамба в Старом Череке и Черекская ГЭС оказались головной болью и местного самоуправления. Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Урванского района Руслан Бозиев пожаловался, что из-за сбросов ГЭС селение Псыгансу лишилось пастбища, а сохранение дамбы поставило на грань банкротства Урванское ДРСУ, являющееся в районе генеральным подрядчиком, которого терять нельзя: "Какие-то работы сейчас ведутся. Но они охватывают участок между двумя селами. А выше вода бьет под прямым углом в теперь уже бывшую дамбу. Если ее остатки не выдержат, вода дойдет до того места, где работает ДРСУ, и федеральные деньги пойдут коту под хвост. Если мы эти сто пятьдесят метров дамбы не закроем хотя бы габионами, вода точно пойдет на уже имеющиеся и вновь строящиеся дамбы. Два крайних дома в Старом Череке было снесено. Там дамба без габионного покрытия. Может залить и Псынабо. И все только из-за того, что надо закрыть сто метров. Эти сто метров требуют около семисот тысяч. А если этого не сделать, новая дорога и все, что ранее было нами сделано, под угрозой. И наконец: не будет нормальной работы, если будет так, как сейчас - у нас в районе этим занимается Минтранс, мы, еще какие-то организации. Если не появится один хозяин над всеми, будем как лебедь, рак и щука". Начальнику Главного управления МЧС РФ по КБР Геннадию Серову было рекомендовано комиссионно осмотреть упомянутые объекты и определиться.
Асхат Мечиев
Политика
Валерий Коков пообещал тяжелую административную реформу

     Президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков на заседании законодательного органа республики представил свое ежегодное послание парламенту КБР. Депутаты одобрили положения документа и призвали органы власти КБР сосредоточить усилия на осуществлении задач, поставленных в послании.
     В этом году представление послания проходило в ином, чем прежде, формате. Тексты 99-страничного документа, а также доклада президента были предварительно розданы депутатам парламента и другим заинтересованным лицам, которые заранее ознакомились с ними.
     Валерий Коков, выступая перед парламентариями, назвал процесс представления послания "своеобразной и благословенной молитвой во имя немалых деяний, намеченных на предстоящий год во благо собственного народа": "Думаю, что еще при нашей совместной деятельности нам удастся при активном участии Конституционного суда и депутатов парламента придать посланию законный статус нормативно-правового характера".
     "В послании мы стремились максимально повысить уровень прагматичности, - отметил президент, - как можно точнее обозначить целевые рубежи, вознести персонифицированно ответственность чиновников до необходимой высоты, обозначить четкую систему и через ее функционирование нанести жесточайший удар по коррупции, масштабы которой сегодня - уже грозящая катастрофа для будущего республики. Не обессудьте - это так! Реализация послания будет проходить в условиях административной реформы... Тяжелой, тяжелой реформы. В стороне, понятно, мы быть не можем. Мы лишь сможем в рамках рационального выстроить систему исполнительной власти, учитывающей лишь особо выдающиеся особенности нашей республики. Например, трехсубъектность".
     После краткого обращения Валерий Коков предложил парламентариям представить послание в виде доклада на сорок минут-час либо прокомментировать его в режиме вопросов и ответов. Депутаты были ознакомлены с документом заранее, поэтому дальнейшие комментарии не понадобились. Депутаты одобрили документ, состоящий из пяти глав, посвященных эффективности управления, экономике, финансово-бюджетной политике, социальным проблемам, а также правопорядку и безопасности (см. стр. 2).
     По завершении заседания Валерий Коков, обращаясь к парламентариям "чисто по-человечески", сказал: "Не подумайте, что это болтовня. Внимательно вчитайтесь во все разделы".
Олег Гусейнов


Парламент
У госслужащих снимают отпечатки пальцев и забирают подарки

     Президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков внес в парламент республики проект закона "О государственной гражданской службе КБР", разработанный в соответствии с федеральным законом "О государственной службе РФ", принятым в июле 2004 г.
     Документ вводит термины "государственные должности КБР" и "должности государственной гражданской службы КБР". Первые устанавливаются Конституцией и законами Кабардино-Балкарии для исполнения полномочий государственных органов республики, вторые - обеспечивают деятельность государственных органов КБР и лиц, замещающих государственные должности Кабардино-Балкарии.
     Должности государственной гражданской службы подразделяются на пять групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. В соответствии с занимаемой должностью гражданскому служащему может быть присвоен классный чин от секретаря или референта государственной гражданской службы до государственного советника или действительного государственного советника 1, 2 или 3 класса. Гражданский служащий, в соответствии с законопроектом, не может исполнять данное ему неправомерное поручение. Он должен представить свое письменное обоснование, ссылаясь на положения законодательства, которые могут быть нарушены. Если руководитель письменно подтвердит свое поручение, гражданский служащий должен отказаться от его исполнения. Все гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
     Документ запрещает гражданским служащим получать от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха. Подарки, получаемые служащими с связи с протокольными мероприятиями и официальными командировками, признаются собственностью КБР и передаются ими в государственный орган. Без специального разрешения служащий не может принимать награды, почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств и международных организаций, а также политических партий, общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с этими организациями.
     Для предотвращения конфликта интересов, которому посвящена статья из восьми пунктов, законопроект вводит ограничения по владению акциями и ценными бумагами, а также требует "проявлять корректность в обращении с гражданами и уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ".
     При поступлении на службу, а затем ежегодно гражданский служащий обязан предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения предоставляются для опубликования СМИ республики по их обращениям.
     На гражданскую службу можно поступать с 18 лет. Предельный возраст пребывания на службе - 65 лет.
     Денежное содержание государственного служащего состоит из месячного должностного оклада, оклада за классный чин, а также дополнительных выплат. К последним относятся: ежемесячная надбавка к месячному окладу за выслугу лет - 10% за 5 лет стажа, 15% - за 10 лет, 20% - за 15-летний стаж и 30% оклада - свыше 15 лет; ежемесячная надбавка в 200% оклада за особые условия службы; ежемесячная надбавка к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; выплаты при предоставлении отпуска и материальная помощь. Размеры окладов должны ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции. По отдельным должностям может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от эффективности и результативности профессиональной деятельности.
     При определенных условиях один раз за весь период службы они могут получить единовременную субсидию на приобретение жилой площади.
     Заключение Минэкономразвития КБР показывает, что денежное содержание не только не уменьшится, но увеличится. В соответствии с действующим законодательством госслужащие получают 31 должностной оклад в год, после введения нового закона гражданские служащие будут получать 39,5 окладов, или на 27,4% больше. Дополнительные расходы в 2005 г. составят 61 млн рублей, а расходы на
     денежное содержание госслужащих 284 млн рублей.
Олег Гусейнов
Общество
Резонанс
Хасаньинцы полагают, что никто лучше их не решит проблемы села

     Стремление органов местного самоуправления с. Хасанья реализовать предоставленное законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право принятия решения о вхождении или отказе войти в городской округ натолкнулось на серьезное непонимание и откровенное давление со стороны администрации Нальчика.
     В "Газете Юга" появилась статья "От выхода Хасаньи из нальчикского округа никто не выиграет" с подробным изложением позиции главы администрации Нальчика Х.А.Бердова по обозначенной проблеме. В ней скрупулезно перечислены надуманные потери и проблемы, которые, по мнению мэра, ожидают жителей этого села в случае выхода из городского округа: тут и телефоны, и транспортное сообщение, электро- и водоснабжение, даже аттестаты выпускников школ, которые почему-то должны будут обесцениться. В этом списке недостает только обычного при подобных запугиваниях населения "осложнения межнациональных отношений".
     Однако не сказано самое главное. Сама проблема преподносится так, словно хасаньинцы решились совершить нечто такое, что выходит за рамки законов. Жители села выставляются людьми, не способными на принятие серьезных и разумных решений.
     То, что жители способны принимать самостоятельные решения, показали последние выборы Совета местного самоуправления, когда их результаты городской администрацией тоже были восприняты как ошибка и всеми правдами и неправдами были отменены. И тогда жители села доказали на повторных выборах принципиальность своей позиции и своего выбора, заставив администрацию смириться с волеизъявлением избирателей.
     Нечто подобное происходит и сейчас.
     В чем суть проблемы, о которой господин мэр предпочитает не говорить? Она заключается в том, что вопреки мнению жителей села принято решение об упразднении муниципального образования. Опять, видимо, сочли, что такой серьезный вопрос (упразднять или не упразднять) нельзя доверять населению.
     Мэр почему-то ни разу не говорит о том, что Хасанья как муниципальное образование упраздняется и лишается возможности самостоятельно решать вопросы местного значения. Вместо этого приводятся сомнительные по своему нравственному значению экскурсы в историю. Х.А.Бердов решил напомнить, что Хасанья не сегодня вошла в город. "26 июля 1944 года Хасанья вошла в Нальчикский район и была названа поселком Пригородный. После его снова переименовали в Хасанью".
     "Хасанья вошла" - так говорится о событии, которое произошло несколько месяцев спустя после выселения балкарского народа. Хателось бы напомнить, что в 1944 году "Хасанья вошла в город" без жителей, которые уже находились в изгнании, и село было переименовано в поселок Пригородный. Тогда же Кенделен стал Комсомольским, Былым - Угольным, Лашкута - Заречным, а Кабардино-Балкарская АССР - Кабардинской АССР.
     Разница между сегодняшним днем и 1944 годом заключается в том, что сегодня Хасанья - это не пустое село, из которого изгнаны его жители.
     Судьбу Хасаньи должны решать его жители. А главное - имеют на это право. А мэр в ответ намекает на "какую-то политическую подоплеку" и грозно сообщает, что решение "инициативной группы" передано в прокуратуру, "чтобы они дали правовую оценку". Мэра можно было бы понять, если бы хасаньинцам по некоему закону запрещалось думать о том, как им жить дальше. Тогда и поиск "подоплеки", и подключение прокуратуры выглядели бы оправданными. А в данном случае ситуация более чем ясная: Совет местного самоуправления от имени жителей села заявил позицию о сохранении своего муниципального образования. За это же самое высказался сход.
     Есть и другая форма принятия решений - референдум.
     Напомним вкратце, как было с референдумом. В прошлом году по инициативе главы администрации Нальчика депутаты Хасаньи, Белой Речки, Кенже и Адиюха назначили на 28 ноября 2004 г. референдумы в своих селах, как того требовал закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В ходе подготовки к референдуму постепенно выяснилась позиция населения указанных сел: Хасанья скорее "против" вхождения в городской округ, Белая Речка под вопросом, а остальные села "за" городской округ. Такой исход референдума, когда Хасанья и Белая Речка могут не войти в состав городского округа, совершенно не устраивал Х.Бердова.
     За подписью главы администрации Нальчика от 18.10.2004 г. в администрации сел были направлены письма с просьбой отменить референдумы в селах. Необходимость этого обосновывалась тем, что закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступает в силу в 2006 году, поэтому не следует торопиться с референдумом. Референдумы были отменены внеочередными сессиями. Однако всего через 10 дней - 8 ноября 2004 г. парламентом был принят в первом чтении закон КБР "О статусе и границах муниципальных образований в КБР", согласно которому названные выше села упразднялись и волевым решением включались в состав городского округа. Проект закона был роздан депутатам парламента задолго до даты его рассмотрения, поэтому трудно предположить, что глава администрации Нальчика не знал о законе, который определяет границы его городского округа.
     Следовательно:
     а) господин мэр не собирался проводить референдум и сознательно ввел в заблуждение депутатов указанных сел с просьбой о переносе референдума на более поздний срок;
     б) господин мэр сделал это только по одной причине - чтобы не получить отрицательный результат именно по Хасанье и Белой Речке.
     Вот это и есть главная и основная "политическая подоплека" того, что происходит.
     Что же касается конкретных доводов о том, что потеряют хасаньинцы, то об этом даже и говорить неудобно: либо господин мэр слабо ориентируется в законодательстве, что трудно допустить, либо он опять же сознательно вводит людей в заблуждение. Чего стоит одно только утверждение о "приоритете в получении рабочих мест", которого лишатся хасаньинцы. Напомним, что единственным документом, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем, является трудовой договор, который, так же, как и "Трудовой кодекс РФ", не только не предусматривает каких-либо ограничений в устройстве на работу в зависимости от места проживания, но защищает работников от любого вида дискриминаций.
     Господин мэр далее говорит о том, что "скорая помощь" Нальчика не будет оказывать помощь жителям села. Обратимся опять к федеральному закону "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан". В статье 39 говорится, что "скорая медицинская помощь оказывается гражданам... безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности... Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно".
     Что касается выделения земельных участков под строительство жилья, здесь мэр высказался вполне конкретно: землю необходимо выделять тем, кто может строиться, а не всем подряд. В том числе жителям города. Таким образом, стоящих в очереди в Хасанье по 5-10 лет просят избавиться от иллюзий.
     "Если человек хочет уйти, значит, ему плохо". Это единственное утверждение мэра, с которым можно согласиться безоговорочно. А вот почему плохо - это уже отдельный вопрос.
     Действия хасаньинцев продиктованы не "обидой" на город, в развитие которого Хасанья внесла огромный вклад. Выступая за сохранение своего муниципального образования, жители села справедливо полагают, что никто лучше их самих не решит их проблемы и не позаботится об их селе. А город Нальчик для жителей Хасаньи все равно будет самым лучшим городом на свете.
Артур Зокаев,
глава администрации с. Хасанья
Образование
Школа
Технический ход Мустафы Мамаева и Мухарби Атабиева

     В Верхней Балкарии газ проведен только до половины села, и то не в каждый двор: платить 14-20 тысяч за установку не всякому по карману. Топят дровами и углем, вода только холодная, постоянные перебои со светом. Зато сельская школа оборудована компьютерными классами уровня Pentium-IV. А учителя информатики - Мустафа Мамаев (справа) и Мухарби Атабиев - одни из самых авторитетных преподавателей в республике. Оба занимаются научной деятельностью, публиковали статьи о собственных методиках и разработках. Их ученики становятся победителями районных и республиканских олимпиад.
     Мустафа Мамаев и Мухарби Атабиев - выпускники физмата КБГУ. Были пионерами преподавания информатики в республике. Еще до внедрения в учебный процесс компьютеров в верхнебалкарской школе Мустафа два года преподавал безмашинный вариант. А в 1987 году в школе появились первые советские компьютеры: "Тогда не везде в Нальчике они были. Через два года нам обновили их. Почему? Видимо, оправдали надежды".
     В армии Мухарби Атабиев был командиром взвода связи и управления компьютерами. И перенес свою страсть в школу: "Первый класс мы создавали чуть ли не подпольно. Можно сказать, что только на личной инициативе работали".
     По учебным планам информатика появлялась в 10 классе. Мустафа и Мухарби добились, чтобы преподавание начиналось со второго: "Приходилось искать всякие лазейки. Даже часы на технологию использовали. Десятый класс - это старческий возраст для постижения информатики".
     Не раз им предлагали работу в Нальчике: "Но мы решили приносить пользу на родной земле. Без компьютеров сейчас нет жизни. Хотим, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно в этой жизни. И не комплексовали рядом с городскими детьми".
     В 1997 году ко дню возрождения балкарского народа президент КБР Валерий Коков приехал с подарком: компьютерным классом. В кабинете сделали евроремонт, установили специальные столы для техники. Чуть позже провели интернет. Мухарби рассказывает, что один высокопоставленный связист в разговоре с Коковым высказал пожелание, чтобы на пограничной заставе за Верхней Балкарией был интернет. Решено было сделать это на базе школы: "Когда компьютеры из Москвы привезли, выяснилось, что они не работают. У нас здесь очень низкое напряжение. Хотели увозить обратно - мол, все равно бесполезно. Мы упросили, сказали, что-нибудь придумаем. И придумали один технический ход: теперь все машины работают".
     Еще один подарок - двенадцать компьютеров стоят нераспакованные.
     "Самая большая проблема - внезапное отключение электричества. У нас только два бесперебойника. Сколько винчестеров уже сгорело! Сколько ремонта на собственные средства! С интернетом тоже проблемы, так как на местной АТС проблемы со связью", - сетуют учителя. Но сдаваться не собираются.
Алена Мякинина
Спорт
Футбол
Все решилось в концовке первого тайма

     После впечатляющего старта в Новосибирске и Новокузнецке спартаковцы Нальчика в домашней игре с липецким "Металлургом" обязаны были играть только на победу.
     Липчане были в курсе спартаковской стратегии, поэтому максимально сосредоточились на оборонительных построениях. За весь матч гости не создали ни одного (!) голевого момента. Даже форвард Петухов, имеющий в своем активе три гола в ворота "Спартака", был незаметен.
     Правда, и у нальчан не особо успешно шли дела в атаке, но необходимый результат спартаковцы сумели организовать в последние пять минут первого тайма. Сначала Тимур Битоков выполнил нацеленную фланговую передачу в штрафную площадь, где Гамлет Сиукаев четко разобрался в эпизоде. А за минуту до окончания первого тайма наша команда получила право пробить штрафной удар метров с двадцати пяти.
     Футболисты "Металлурга" ожидали прямого "убойного" удара от Анзора Кунижева, поэтому прикрывали все выступающие части тела. А на обводящий удар решился Рустам Балов и четко уложил мяч в ближнюю девятку. 2:0 - это серьезная заявка на победу.
     Во втором тайме осталось лишь довести мяч до победы. Единственное, что удалось, так это вывести из строя Анатолия Скворцова. Самый грубый игрок "Металлурга" Илья Телегин ногой угодил в лицо нашему защитнику. К счастью, травма оказалась не очень серьезной.


Впервые забили "Факелу" два гола

     На матч с воронежским "Факелом" спартаковцы Нальчика вышли в роли лидеров первого дивизиона. У трех команд - "Спартака", "КамАЗа" и "Кубани" - было по семь очков и одинаковая разность мячей "+5".
     Гости не скрывали своего намерения сыграть от обороны. Статистика встреч "Спартака" и "Факела" в российских чемпионатах была не в нашу пользу. За 14 проведенных матчей нальчане смогли забить всего шесть (!) мячей.
     После первого тайма, завершившегося нулевой ничьей, казалось, что неприятная традиция не будет нарушена. В начале второго тайма тренерский штаб "Спартака" вынужден был заменить защитника Анатолия Романовича, который вышел на поле с температурой. Это внесло некоторое оживление в игру нальчан.
     Первый гол в ворота "Факела" был забит после единственного углового удара у ворот гостей. Очень грамотно вблизи ворот сыграл Владимир Кузьмичев, головой сбросивший мяч на свободного Андрея Порошина - 1:0.
     На 72-й минуте Анзора Кунижева заменил Алим Хабилов. Он сразу побежал в штрафную площадь "Факела", откликнулся на передачу Гамлета Сиукаева и первым же касанием забил гол. Его обводящий удар оставил не у дел опытнейшего голкипера Андрея Саморукова - 2:0.
     После этой победы спартаковцы остались в лидирующей группе. Но сама группа стала в полтора раза меньше - после очередной выездной ничьей краснодарская "Кубань" перешла в ранг преследователей.
Виктор Шекемов


Спорт

     Начальник отдела высшего спортивного мастерства Госкомспорта КБР, мастер спорта международного класса Анзор Темботов (на снимке) назначен главным тренером юношеской сборной страны по вольной борьбе.
     Он первый представитель республики на этом посту и самый молодой в тренерском составе страны. Кроме того, он был первым в КБР чемпионом России.


Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2005 © "Газета Юга"
E-mail: south@kbrnet.ru
www.gazetayuga.ru